Японская живопись
Японская живопись одно из древнейших и изысканных японских изобразительных искусств.
Она берет свое начало в китайском искусстве, поэтому их жанры очень схожи. И даже в наши дни многие японские художники предпочитают обучаться именно в Поднебесной.
Японская живопись охватывает широкий спектр жанров и стилей. Для нее, как и для литературы характерно изображение природы, сцен из повседневной и религиозной жизни, живопись животных и растений, особенно птиц и цветов. Во всех этих жанрах сложились характерные японские традиции.
В своей истории развития живопись в Японии имеет несколько этапов, каждый из которых отличается характерными чертами.
Древняя Япония и периоды Кофуни и Асука (IV век —710)
Наряду с введением китайской письменности (Канджи), китайской режимов государственного управления, и буддизма, многие произведения искусства были привезены в Японию из Китая.После этого в Японии начали появляться произведения живописи в китайском стиле.
Период Нара (710–794).
Период назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара. С дальнейшим процветанием буддизма в Японии развивалась и религиозная живопись. Самые ранние сохранившиеся картины этого периода включают фрески на стенах внутри храма Хорю-дзи.
Эти сцены включат в себя эпизоды из жизни Будды. Стиль изображения напоминает китайскую живопись.
Тем не менее период Нара известен больше бурным развитием скульптуры, чем живописи.
Период Хэйан (794–1185).
Название периода происходит от местонахождения новой столицы — Хэйан(кё) (совр. Киото). С развитием эзотерических буддийских сект, живопись 8-го и 9-го веков характеризуется религиозными образами, в первую очередь Ма́ндала (Ма́ндала - это духовный и ритуальный символ в буддизме, представляющий вселенную).
Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э (大 和 絵, «живопись в японском стиле»). Это считается классический японский стиль, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения.
Характерные черты ямато-э включают в себя множество маленьких фигур и подробное описание деталей зданий и других объектов.
Период середины Хэйан считается золотым веком Ямато-э, который первоначально использовался в основном для раздвижных дверей (фусума) и складных экранов (бōбу).
Появляются новые форматы живописи, в том числе Эмакимоно. Эмакимоно (絵 巻 物, буквально «свиток с картинками»), часто называемый просто эмаки(絵 巻), представляет собой горизонтальную, иллюстрированную повествовательную форму. Emakimono сочетает в себе как текст, так и рисунки, на которых изображали битвы, романтику, религию, народные сказки и истории о сверхъестественном мире.
Период Камакура (1185–1333)
В этот период продолжают развиваться эмаки различных видов, однако период Камакура был гораздо сильнее охарактеризован искусством скульптуры, чем живописи.
Период Муромати (1333–1568)
В течение 14-го века развитие великих дзенских монастырей в Камакуре и Киото оказало большое влияние на изобразительное искусство. Суми-э (墨 絵) или Суйбокуга (水墨画), строгий монохромный стиль чернильной живописи, зародившийся в Китае, в значительной степени заменил полихромные картины свитков предыдущего периода, хотя сохранилась некоторая полихромная портретная живопись.Типичным примером такой живописи является изображение монаха-художника Као, который был известен своим изображением легендарного монаха Кенсу, в тот момент, когда он достиг просветления.Этот стиль живописи был выполнен с быстрыми мазками кисти и минимумом деталей.
Картиной «Поймать сома с тыквой», художник-монах Хосетсу, знаменует поворотный момент в живописи Муромати.На переднем плане изображен мужчина на берегу ручья, он держит маленькую тыкву и смотрит на большого скользкого сома.Центр картины заполняет туман, а фон, горы, кажутся, далеко на расстоянии.Обычно считается, что «новый стиль» картины, выполненной около 1413 года, относится к китайскому ощущению глубины пространства в плоскости картины.
К концу 14-го века монохромная пейзажная живопись стала предпочтительным жанром среди художников дзен, постепенно переходя от китайских корней к более японскому стилю. Дальнейшим развитием пейзажной живописи стал свиток с изображением поэмы, известный как шигаджику.
Главными художниками периода Муромати являются художники-монахи Шубуни Сесшу. Шубун, монах храма Сёкоку-дзив Киото, написал картину «Чтение в бамбуковой роще». Сесшу, в отличие от большинства художников того времени, смог отправиться в Китай и изучать китайскую живопись у ее истоков.«Пейзаж четырех сезонов» - одно из самых совершенных произведений Сэссу, изображающее непрерывный пейзаж четырех сезонов.
В конце периода Муромати живопись тушью вышла за стены монастырей Дзэн в мир искусства.
Адзути-Момояма (1568–1600)
Следующий этап Японской живописи Адзути-Момояма, резко контрастировал с предыдущим Муромати. Этому этапу характерен полихромный стиль с широким использованием золотой и серебряной фольги и работами в очень большом масштабе. В то время школа Кано пользовалась большим престижем и известностью.
Её основатель Эйтоку Кано разработал технику для создания монументальных пейзажей на раздвижных дверях, ограждающих помещение.Такие огромные экраны и настенные росписи заказывались для украшения замков и дворцов военной знати.
Период Эдо (1600–1868)
Эдо раннее название города Токио, в этом городе основался сёгунат Токугавы. В течении раннего периода Эдо начали возникать новые тенденции в искусстве. Одной из самых значимых школ была школа Ринпа, которая использовала классические сюжеты, но представляла их в новом, смелом, декоративном формате.
Другим важным жанром, который начался в период Адзути-Момояма, но который достиг своего полного развития в ранний период Эдо, было искусство намбан («южных варваров»). Японцы обычно называли словом намбан всех иноземцев, которых они считали варварами.
Жанр намбан охватывает как произведения, изображавшие «экзотических» иностранцев, так и произведения, созданные ими самими и привезенные в Японию.
Третьей важной тенденцией периода Эдо был подъем жанра Бунджинга (литературная живопись), также известного как школа Нанга(школа южной живописи).Этот жанр расцвел в поздний период Эдосреди художников, считавших себя литераторами и интеллектуалами.Хотя каждый из этих художников был по-своему уникален и независим, все они восхищались традиционной китайской культурой.Их картины, как правило, выполнены однотонными черными чернилами, иногда со светлыми тонами, почти всегда изображающие китайские пейзажи, были созданы по образцу китайской литературной живописи.
Позднее, мастера, работающие в стиле бунджинга, видоизменили технику и сюжеты этого жанра, создав смесь японского и китайского стилей.
Период Мэйдзи (1868–1912)
Период Мэйдзи (записывается двумя иероглифами - «свет» и «правление») – необыкновенный исторический период радикальных перемен и смелых реформ. В этот период за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная Япония вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Страна Восходящего солнца превратилась в просвещенное государство.
Это не могло не сказаться на искусстве, ведь Япония переняла многие достижения и опыт Запада. Искусство разделилось на традиционные местные и европейские стили.
Правительство официально продвигало западный стиль Yōga (Ёга, 洋画, буквально "стиль западной живописи"). Этот термин был придуман в период Мэйдзи, чтобы отличать такие работы от традиционных японских картин.
Множество молодых перспективных художников были отправлены за рубеж на учебу. Были приглашены иностранные мастера, для создания учебных художественных программ в японских школах.
Однако после первоначального всплеска энтузиазма в отношении западного искусства, маятник качнулся в обратную сторону. Началось возрождение интереса к традиционному японскому стилю нихонга (日本画, "картины в японском стиле"). Вдохновителями этого движения стали искусствовед Окакура Какузои педагог Эрнест Феноллса. А в 1880-х годах искусство западного стиля было даже запрещено на официальных выставках и подвергалось жесткой критике.
Однако художники, работающие в стиле Ёга, образовали (Общество Изобразительных Искусств Мэйдзи), чтобы проводить свои собственные выставки и способствовать возобновлению интереса к западному искусству.
В 1907 году была основана Японская Академия искусств это способствовало взаимному признанию конкурирующих групп и даже начался процесс взаимного синтеза.
Период Тайсё (1912–1926)
Живопись получила новый толчок развития, испытав сильное влияния Западной культуры. Происходит смешение японских и западных стилей, при чем не только в живописи, но и во всех видах творчества.
На полотнах молодых художников все больше появляются картины, написанные в стиле импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма и т.д.
Период Сёва (1926–1989)
В японской живописи в довоенный период Сёва в основном доминировали Сōтаро Ясуи и Рюзабуро Умехара, которые представили понятие чистого искусства и абстрактной живописи в традиции Нихонгаи таким образом создали более интерпретирующую версию этого жанра.Леонард Фужита и Общество Ника разработали эту тенденцию, чтобы охватить сюрреализм.Для продвижения этих тенденций в 1931 году была создана Независимая художественная ассоциация (Dokuritsu Bijutsu Kyokai).
Во время Второй мировой войны многие художники были приняты государственную работу, связанную с пропагандой патриотической тематики.
В послевоенный период в 1947 году была создана финансируемая правительством Японская художественная академия(Nihon Geijutsuin), в которую вошли подразделения нихонга и ёга. Государственное спонсорство художественных выставок прекратилось, но его заменили частные выставки
Послевоенное искусство ждал небывалый подъем. Художники, каллиграфы, печатники процветали особенно в больших городах.
Одними из самых известных художников были Окумура Тогю, прославившийся изображением горы Фудзи, а также Хигасияма Кайи, ставший известным благодаря тому, что создал и отреставрировал росписи на стенах многих японских дворцов и храмов.
Наиболее известным художником, работающем в западном стиле, является Хаяси Такэси. В его работах можно увидеть большое влияние таких прославленных мастеров как Сезанна, Пикассо, Модильяни.
В Японии также есть ряд современных художников, чьи работы в значительной степени вдохновлены субкультурой аниме и другими аспектами популярной и молодежной культуры.Такаши Мураками, пожалуй, один из самых известных и популярных из них. Мураками является основателем и президентом компании«Kaikai Kiki Co», где трудится более двухсот сотрудников. На сегодняшний день офисы компании находятся в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Компания Мураками — это высокоэффективный механизм, штампующий искусство, исполняющий заказы престижных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников.