Японский художник Сунсё Хисида
Ни для кого не секрет, что японский художественный мир в 19 веке переживал серьезные изменения. С одной стороны, влияние оказывали западные стили – yoga (буквально «западная живопись»), предлагавшие новые захватывающие возможности. С другой – реакция под названием nihonga, стремившаяся оживить японскую традицию.
В то время, как в обоих движениях было много драмы, настоящее волнение захватило мир нихонга. Это было связано с тем, что ёга, по сути, пассивно принимала реплики из-за рубежа, импортируя тренды уже в остывшем состоянии. В кругах нихонга же противоречия разрешались в реальном времени, они были полны интенсивных разногласий, что сложно представить, любуясь деликатными сценами природы и безмятежными портретами красавиц и святых, которые они изображали.
Ключевой фигурой в этом неспокойном мире был Сунсё Хисида (菱田春草), чье пламя ярко горело, прежде чем погаснуть в трагически молодом возрасте 36 лет.
В 1890 году 16-летний Хисида присоединяется к Токийской школе изящных искусств. Основным направлением деятельности школы в то время было использование приемов западной живописи на базисе азиатской художественной традиции.
В это время у живописи нихонга, несомненно, было что-то вроде комплекса неполноценности в отношении западного искусства: в основном, из-за способности западного искусства изображать пространство и свет, в то время как японская живопись часто рассматривалось как плоское и примитивное. Таким образом, основное направление движения нихонга состояло в том, чтобы найти подлинный азиатский способ изображения пространства и света.
Одним из решений, которое было предпринято, был стиль моро-тай (буквально «расплывчатый» стиль), в котором были исключены яркие линии, ранее характерные для японского искусства. Кроме того, использовались такие методы, как karabake – капание краски на влажную поверхность и затем растирание сухой кистью для получения эффектов градации и изменения яркости.
Во избежание рисования напрямую с западных моделей, Хисида обратился к другим азиатским художественным источникам, включая китайскую живопись тушью и даже индийское искусство.
Несмотря на то, что стиль моро-тай был популярен за границей, в Японии он был принят весьма противоречиво, что побудило Хисиду позже изменить свой стиль. Он уменьшил градацию яркости, и сделал более заметными линии, оставленные кистью. Этот компромисс очевиден в нескольких поздних работах, включая «Опавшие листья», незаконченную пару складных экранов с шестью панелями, которые служат ярким напоминанием о художественной карьере, отрезанной в середине полета.