Цукиока Ёситоси «Тридцать шесть привидений»
Цукиока Ёситоси (1839 – 1892) считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
За свою жизнь художник создал множество серий гравюр, самые известные из которых – «Сто видов луны», «Тридцать шесть привидений» и «Тридцать два вида обычаев и нравов» содержат общепризнанные шедевры.
Цукиока Ёситоси периодически страдал психическим расстройством и временами впадал в глубокую депрессию, что не могло не повлиять на творчество мастера. Впрочем страшные истории были очень популярны в Японии. Люди любили собираться при свечах и рассказывать друг другу страшилки. Когда одна история заканчивалась задувалась свеча и рассказ начинал следующий человек.
Как бы там ни было, художник был серьёзно обеспокоен утратой многих аспектов традиционной японской культуры, в том числе упадком направления укиё-э и практически в одиночку, сумел поднять искусство японской гравюры на новый уровень.
Просветление Дзигоку-даю
На гравюре художник изобразил Дзигоку-таю из легенды о встрече куртизанки высшего ранга и монаха Иккю. В легенде говориться, что Дзигоку-таю услышала шум веселья и выглянула из-за ширмы, чтобы узнать, кто это так веселится. Она увидела монаха, который отплясывал в окружении скелетов. Монах объяснил ей, что все люди скелеты, обтянутые кто мужской, кто женской плотью. Под кожей мы ласкаем набор костей. И не важно, какого ты ранга, молодой ты или старый, нет меж нами разницы… Кто не закончит свой путь, став скелетом? Это так поразило куртизанку, что она стала ученицей Иккю и достигла Просветления.
*Таю переводится, как «тяжелая (значимая) госпожа. Слово «дзигоку» в переводе означает «ад».
Призрак разгневанного Гента Ёсихира атакует Намба Дзиро у водопада Нунобики