Китайский художник Дай Цзинь, основатель школы Чжэ

Дай Цзинь (戴進, 1388-1462) китайский художник, известный под псевдонимом Цзин-Ань (靜庵), был уроженцем Цяньтана (современный Ханчжоу). Говорят, что в юности он изучал живопись у местных художников, специализируясь в пейзажной живописи и жанре фигур.

Китайский художник Дай Цзинь
Штокроза, камень и бабочки. Гугун, Пекин.

Во время правления Сюаньдэ (1426-1435) репутация Дай Цзинь как хорошего художника выросла настолько, что в 1425 году его рекомендовали императору Сюаньдэ. Так он попал на службу при дворе, где им восхищались дворяне за его большое мастерство. У Дая появилась надежда получить назначение в академию. Однако его планам не суждено было сбыться, из-за зависти известных художников, в частности Се Хуаня (1368-1435), любимого художника и советника императора Сюаньдэ, который утверждал, что обнаруживает антиправительственные предубеждения в работах Дая. 

После этого Дай Цзинь вернулся домой на юг, где продолжил рисовать в Ханчжоу. Дай Цзинь стал основателем школы Чжэ и обзавелся множеством учеников и продолжателей. Он произвел огромное влияние на живопись того времени.

Школа Чжэ (浙派) – школ живописи в империи Мин. Название школы происходит от названия провинции Чжэцзян, а точнее от первого иероглифа в наименовании. Расцвет этой школы Чжэ пришёлся на ранний и средний период династии Мин.

Зачастую на пейзажах мастера изображены люди: попавшие под дождь путники, прохожие, чиновники, рыбаки и так далее.

Современники отмечали необычайную изобретательность Дай Цзиня в умении сочетать техники разных мастеров, и способность тонко использовать богатое наследие китайской живописи.

Свиток «Шесть патриархов Чань»

Свиток «Шесть патриархов Чань» считается одним из ранних творений художника.

На свитке изображены патриархи буддийской школы Чань. Первым изображен её основатель Бодхидхарма, который сидит в пещере, медитируя перед стеной. Далее, справа налево Дай изобразил второго патриарха — Хуэйкэ, у которого видна лишь одна рука, по преданию он отрубил себе руку, ради того, чтобы стать учеником Бодхидхармы. Следующим изображён третий патриарх Сэнцань, один из учеников Хуэйкэ; после него следуют Даосинь, Хунжэнь, и наконец шестой патриарх Хуэйнэн, автор канонического чаньского текста «Сутра помоста», создатель южной школы Чань.

Иконография даосских и буддийских картин была разработана задолго до Дай Цзиня, но на этом свитке мы можем наблюдать иную стилевую разновидность фигур. Тут заметно более пристальное внимание к удалённым деталям в композиции. Художник лишь немного изменил композиционные решения и ввел небольшие дополнения.

Чань-буддизм, чань (禪), «сосредоточение, созерцание» — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков. Учение распространилось за пределы Китая, и на его основе появилась японская школа дзэн (XII век). Во времена династии Цин школа Чань пришла в упадок. В XX веке широкую известность в мире получила японская школа дзэн, после чего китайские школы стали также называть соответственно «китайский дзэн».

Шесть патриархов Чань
Шесть патриархов Чань. Музей провинции Ляонин, Шэньян.

***

Чтобы оставить комментарийвойдите или зарегистрируйтесь

Регистрация / Вход