Судзуки Харунобу
Судзуки Харунобу (яп. 鈴木春信; ок. 1725 – 15 июля 1770) - японский художник в стиле укие-э, первый кто выпустил полноцветные гравюры (нисики-э, 錦絵, "парчовый рисунок") в 1765 году.
О ранней жизни Харунобу известно немного. Он был из самурайской семьи, настоящее имя художника — Ходзуми Дзиробэй. Он родился в Эдо (современный Токио). Художественное образование получил в школе Кано, там же изучал живопись. Однако самое сильное влияние на Харунобу оказал художник и гравер Нисикава Сукенобу, который, возможно, был непосредственным учителем Харунобу.
Школа Кано (яп. 狩野派, かのうは, кано-ха) — японская художественная школа 15 — 19 веков, крупнейшая в истории японского изобразительного искусства. Создана и развита представителями единого рода Кано.
Лучшие свои произведения художник создал в последние годы жизни. Наиболее ценятся произведения шести последних лет творчества, когда были созданы около 800 гравюр и 20 книг, иллюстрации к которым созданы в технике укие-э.
Укие-э (яп. 浮世絵, «картины текущего мира» или «современные картины») — жанр гравюры и рисунка в Японии, который сформировался в 17 веке в период Эдо. Основная тема этих картин — повседневная жизнь людей и пейзажи.
В работах художника преобладают бытовые сцены — герои его картин разговаривают, прячутся от дождя, читают. Лица персонажей мало индивидуализированы, это не столько конкретные люди, сколько обобщенные типы — домохозяйки, две-три подружки, водоносы, уличные торговцы, борцы сумо, гейши, мальчишки-курьеры. Женщины — обычно какого-то одного возраста, достаточно молодые. Особо стоит отметить Харунобу как мастера, работавшего в стиле Бидзинга.
Бидзинга (яп. 美人画, изображений красивых людей) — общее название для произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии.
Так же мастер одним из первых начал писать в 1760-х годах портреты актёров театра кабуки. Как и многие художники того времени, Харунобу также создал ряд работ в жанре Сюнга.
Сюнга (春画, "весенние картинки") - эротические гравюры укиё-э
Благодаря своим богатым заказчикам Харунобу создавал свои гравюры, используя только лучшие материалы, которые он мог себе позволить. Мастер экспериментировал с лучшей древесиной для деревянных блоков, используя древесину вишни вместо катальпы, использовал не только более дорогие краски, но и более плотное их нанесение, чтобы добиться насыщенного эффекта.
Самое важное новаторское решение в создании нисики-э была возможность Харунобу, опять же из-за богатства своих клиентов, использовать как можно больше отдельных деревянных блоков для одного изображения, число которых доходило до девяти.
Новая техника применялась благодаря специальным насечкам и клиньям, которые удерживали бумагу на месте для нанесения последовательных цветных отпечатков.
Таким образом Харунобу был первым художником укие-э, который последовательно использовал более трех цветов в каждой печати. Его работы в отличие от своих предшественников, представляли собой полноцветные изображения. Поскольку эта техника впервые была использована в календаре, год их возникновения можно проследить точно – это был 1765 год.
Незадолго до своей смерти между 1765 и 1770 годами Харунобу создал более двадцати иллюстрированных книг и более тысячи цветных гравюр, а также несколько картин.
Надежда Виноградова (советский и российский искусствовед, востоковед-японист) о творчестве Харунобу в книге «Хокусай и японская гравюра»: «Гравюры Харунобу принесли в искусство более глубокое и тонкое, чем раньше, выражение эмоционального мира. Он широко использовал цвет и пейзаж для выражения чувств героев своих работ. Он первый сумел выразить состояние героев через условные, тонкие и мягкие оттенки цветов. Харунобу широко и свободно применял в своих гравюрах элементы пейзажа, включая их в общий эмоциональный мир гравюры. Поэтические трактовки пейзажа обогащали работы Харунобу чувством слияния человека и природы в духе японской традиции, но новыми средствами: цветом и линией. Он расширил круг тем и внёс в изображение повседневной жизни небывалые прежде ноты интимности и поэзии. Харунобу посвящал свои гравюры воспеванию поэзии будней, красоты и грации женщин».