Китайский пейзажист Фань Куань
Китайский пейзажист 10 столетия , Фань Куань, является одним из трех «столпов» отцов-основателей классической монохромной пейзажной живописи в Китае эпохи Сун, которая осталась эталоном в этом жанре.
В отличие от своего учителя Ли Чэна, Фань Куань имел совсем другой подход к отображению пейзажа.
Если пейзажи Ли Чена – открытые, взывающие к путешествию, то пейзажи Фань Куаня – настоящая проблема для путника, который в них оказался бы.
Например, посмотрите на главное произведение Фань Куаня, дошедшее до нас, скорее всего, в более поздней, но, как считают исследователи, довольно точной копии. «Путники среди гор и рек». Живописное пространство как экраном закрыто возвышающейся на три четверти свитка огромной суровой горой. Фактура горы проработана в авторской технике Фань Куаня, в дальнейшем ставшей хрестоматийной и вошедшей во все учебники по китайской пейзажной живописи – штрих «борозды от ударов большого топора» (дафупи-цунь 大斧劈皴).
Под стать настроениям его живописи была и сама личность Фань Куаня. Выходец из небедной семьи, отучившейся в академии у аристократического и утонченного Ли Чэна, он впоследствии презрел образ жизни светского мира и удалился в горы, чтобы стать настоящим отшельником, носить грубую одежду и употреблять простую пищу. Он являл собой человека полного благородной простоты с грубыми и невоздержанными манерами, любил вино и дороги. Критик XI века Го Жо-сюй описывает его так: «Внешность Куаня сурова как в древности, поведение необузданно грубое».
Еще ряд работ приписывается Фань Куаню, но нет уверенности в том, что эти произведения не выполнены более поздними подражателями его стилю.