Чжан Дацянь

Чжан Дацянь (张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) за последние сто лет является последним великим мастером, традиционной китайской живописи. Этот художник, сумевший добиться великих достижений.

 

Zhang DagiansМожно сказать, лучший из художников, работавших с тушью, в новую и новейшую эпохи. Мастер Чжан Дацянь зарабатывал на жизнь, обеспечивая себя и своих близких, рисуя картины. Он был профессиональным художником и очень талантливым человеком, обладавшим огромным даром.

Джан Дацянь

Дацянь держался свободно и непринужденно. Наверно, это был самый свободный человек в мире искусства. Чжан Дацянь умел хорошо зарабатывать, но так же легко и тратил деньги. Он был очень богат, но одновременно был беден, ни кола ни двора. Его главной особенностью было – не находиться под контролем судьбы.  О Чжан Дацяне говорят, что он был самым легендарным человеком среди китайских художников.

В настоящее время на аукционах произведения Чжан Дацяня одни из самых востребованных. Все китайские и очень крупные мировые аукционы не считаются первоклассными, если на них не присутствуют произведения Чжан Дацяня.

В 2010году в Пекине на весеннем аукционе «Цзядэ», была продана картина на шелке «Озеро Азензее» Чжан Дацяня, стоимость ее составила 100млн. 800тысяч юаней, это около 14,7 млн долл. США. Это был первый раз, когда цена на современную китайскую картину превысила планку в сто млн. Юаней.Аукцион Sotheby'sАукцион Sotheby's Картина «Озеро Ахензее» считается специалистами как образец совершенства в сочетании китайской традиционной живописи и европейского абстрактного искусства. Эта картина имеет не только самый высокий уровень, но и самую высокую ценность. Эксперты считают, что ее нельзя оценить никакими деньгами.

В 2010 году оборот от продаж картин Чжан Дацяня составил 314 миллионов долларов. 54 картины были проданы по цене дороже миллиона.

А в 2011 году, по итогам продаж работ Дацяня на аукционах, выручка составила $509 млн. Эта гигантская сумма вывела  его на место нового мирового лидера ринка искусств по итогам ежегодного рейтинга.

«Автопортрет в Желтых горах»
Картина Чжан Дацяня "Автопортрет в желтых горах" была продана на аукционе Sotheby's за почти 6 млн. долларов.

 

Лотос и утки-мандаринки
Картина"Лотос и утки-мандаринки". Ушла с молотка за $24,5 миллиона на аукционе Sotheby's в Гонконге 2011 года.

 
Zhang Dagians

Чжан Дацянь – первый в истории китайский художник, которому удалось концентрированно выразить всю художественную китайскую традицию.

Китайская живописьЖивопись Китайская живопись

 

Что бы понять, кем был Чжан Дацянь нужно, прежде всего, познакомиться с его произведениями, а затем обратить внимание на атмосферу, в которой он вырос.

Автопортрет
Автопортрет
Джан Дацянь и обезьяка

Чжань Дацянь родился в 1899 году в городе Нэйцзян (пров. Сычуань), расположенным в бассейне реки Янцзы. Его настоящее имя – Чжан Чжэнцюань.

Чжан Дацянь – человек легенда. Существует много легенд связанных с жизнью Чжан Дацяня. Например, говорят, что он перевоплощение черной обезьяны. Мать Чжан Дацяня Цзэн Ючжэнь перед рождением сына увидела такой сон. Один старик с белой бородой в руке держит тарелку, посреди которой лежит маленькая черная обезьяна. Увидев Цзэн Ючжэнь, эта маленькая черная обезьяна внезапно прыгнула к ней на шею и закричала: «мама». В тот момент Цзэн Ючжэнь очень испугалась. Потом родился Чжань Дацянь. В связи с этой легендой, люди говорят о нем, как о человеке, перевоплотившимся из черной обезьяны.

Из-за легенды о перевоплощение из черной обезьяны, его стали называть Чжан Юанем. Иероглиф «юань» в его имени – упрощенный вариант иероглифа, обозначающего «обезьяну».

В 9 лет Чжан Дацянь начал учиться рисованию. Его первой учительницей была мама. В родном доме, пока ее не выдали замуж, она научилась вышивать. Прежде чем вышивать, нужно сначала нарисовать то, что будешь вышивать. Мать Чжань Дацяня умела, и рисовать, и вышивать, и писать стихи. Старшие братья тоже были его учителями, которые впоследствии все выбились в люди.

Особенно сильным было влияние четвертого старшего брата Чжан  Вэньсю. Именно он начал учить Чжан Дацяня грамоте, когда тому было 7 лет.

Школа Чунцин

Однажды, когда Чжан Дацянь был учеником средней школы, в его жизни случился такой эпизод. Он стал разбойником и прожил в шайке 100 дней. В 1916г. Чжань Дацянь учился в средней школе Цюцзинь города Чунцин. И когда школа, в связи с политическими беспорядками, объявила о досрочных каникулах, несколько детей  решили идти в Нэйцзян пешком, а это, кстати, 200 км. По дороге их схватили разбойники.

Сначала разбойники хотели выкуп, но потом главарь шайки увидел насколько Чжан Дацянь быстро и красиво пишет, изменил свое решение. Он сказал, что в банде нет грамотных людей, и поэтому оставил мальчика у себя. В банде было особое правило, каждый должен был силой забрать, что-нибудь ценное. Юный Чжан Дацянь не хотел становиться на путь грабежа и насилия, и по этому, когда его поставили перед выбором, он решил взять толко книгу, сшитую старинным китайским способом. Книга оказалась «Шисюеханьин» (о мастерстве поэзии).

Китайская живопись Китайская живопись Китайская живопись

Чжан Дацянь живопись

Именно тогда и обратил на него внимание один старик, который тоже был пленником у разбойников. Старик оказался «цзюйжэнем», то есть тем, кто сдал экзамены местного уровня в рамках системы дворцовых экзаменов. И когда старик узнал, кто такой Чжан Дацянь и что не по доброй воле тот оказался в шайке, то отдал все силы чтобы научить его всему, что знал. Этот старик стал первым учителем, обучавшим Чжан Дацяня написанию стихотворений. Впоследствии Чжан Дацянь написал более 1000 стихов.

Прошло ровно сто дней, прежде чем Чжан Дацяня освободили и привезли домой.

Это своего рода легенда в жизни великого художника. И это был один из ключевых моментов в его жизни, так как серьезно повлияло на его дальнейшую жизнь и характер.

Джан Дацянь

Постепенно материальное состояние семьи улучшилось. И третий брат Чжан Личэн, который занимался торговлей, смог отправить Дацяня на учебу за рубеж за свой счет.

После освобождения из плена разбойников второй старший брат Чжан Шаньцзы отвез его в Японию.

В свободное от учебы время Чжан Дацянь продолжал рисовать. Во время пребывания в Японии Шаньцзы увидел, что у Дацяня настоящий талант, поэтому он создал ему для учебы благоприятные условия. Купил все, что нужно для рисования: кисти, бумагу, тушь и тушечницу.  Они вместе ходили по музеям и в дом гильдии художников.

Bridge-in-Osakas-MinamiЧжан Дацянь
Япония в начале 20-го века

Интересный факт. Пребывая в Японии, Дацянь отказался учить японский язык, а нанял переводчика, потратив на это кругленькую сумму. Случай небывалый.

В 1919 году, закончив учебу, Чжан Дацянь вернулся на Родину и остановился в Шанхае. Он окунулся в политическую жизнь Китая, и именно в это время умерла его невеста, его старшая двоюродная сестра, которая была старше его на три месяца. Между ними были глубокие чувства.

Но попасть в Сычуань, что бы почтить память невесты он так и не смог, из-за сложной обстановки в стране.

Оставшись в Шанхае, Дацянь принялся изучать каллиграфию. На то время самыми знаменитыми каллиграфами были Цзэн Нунжань (Си) и Ли Жуйцин (Мэйъань). Чжан Дацянь стал их учеником. Но отношения их не сложились. Дацянь впал в депрессию. С одной стороны полная неопределенность в будущем, с другой - не зажившая рана от потери любимой. 

монастырьЗимой 1919 года он становится монахом в храме Чаньдин уезда Сунцзян. Впрочем, в то время это был модный поступок, все у кого было смутно на душе, все кто не видел перспектив в будущем шли в монахи.

Монах Илинь, к которому молодой человек поступил учеником и дал ему имя одного из буддийских богов – Дацянь. В буддизме «дацянь» означает миллиард вселенных. 

С того времени Чжан Чжэнцюаня перестали называть его именем, а стали называть «Дацянь».

Спустя несколько месяцев, после того как Дацянь стал монахом, он вынужден был вернуться в светский мир. Он поехал в Сычуань и там вступил в брак с Цзэн Чжэнжун. Их брак был заключен в соответствии с договоренностью их родителей. Дацянь женился по приказу, и жить с женой не хотел.

Его невеста была невысокого роста, полненькой. Она была верной женой и хорошей матерью.

Через месяц Дацянь отправился в Шанхай изучать искусство. На то время существовали две школы живописи: шанхайская и пекинская. Учителями Чжан Дацяня были Цзэн Нунжань и Ли Жуйцин. Они были представителями шанхайской школы живописи и были широко известны. Они оба любили творчество Ши Тао1 и Бадашаньжэня (Чжу Да)2. Это художники, которые жили в конце династии Мин. Дацянь тоже увлекся работами этих художников. Позже к его кумирам добавился и Ши Си. Так Чжан Дацянь вошел в мир искусства живописи.

Китайская живопись Китайская живопись Китайская живопись

веер

Ши Тао, монах буддийской секты Чань, мастер пейзажа, орхидей, бамбука, среди китайских художников, считается смелым человеком и реформатором.  Он как то сказал: «Кисть и тушь должны идти в ногу со временем». Эти слова произвели большое впечатление на Дацяня. Он непрерывно изучал творчество Ши Тао, копировал его работы.

Китайская живопись

Чжан Дацянь усердно тренировался и учился, он был умным и упорным молодым человеком, ему тогда было примерно 20 лет. Он изучил досконально все картины Ши Тао. Писал картины по прописям шаг за шагом. Много раз накладывал тонкую бумагу на картину и обрисовывал изображение. Дацянь выучивал картину так, что мог рисовать ее не глядя на оригинал и его копии ничем не отличались от оригиналов. Даже опытные мастера и коллекционеры не  могли отличить где копия, а где оригинал. Можно сказать, он сотворил нового Ши Тао. Художники называют его «возрожденным Ши Тао».

В то время в Шанхае было общество Цюин. В этом обществе были представлены сливки тогдашней шанхайской интеллигенции. Члены общества были двух типов: это были люди, придерживающиеся старых обычаев и взглядов и современно мыслящие люди. В 1924 году Чжан Шаньцзы ввел своего младшего брата Дацяня в это общество, а его два учителя помогли наладить отношения  с людьми из этого общества.

Дацянь прекрасно писал стихи, отлично знал каллиграфию и живопись. Он был молодым и невероятно способным, и поэтому моментально привлек внимание известных каллиграфов и художников старшего поколения, в том числе и У Чаншо.

Оказавшись в обществе Цюин, Дацянь нарисовал картины, посвященные горам, воде, цветам и птицам. В газете Чжан Дацяня назвали восходящим светилом среди шанхайских художников. Так впервые пришла слава.

Прошло несколько лет после заключения брака между Чжан Дацянем и Цзэн Чжэнжун, а у них так и не было детей. Их семьи начали беспокоиться.

Китайская живопись

И родные,в целях продолжения рода, нашли для Дацяня вторую жену – Хуан Нинсу.

Дацянь продавал свои картины, но в то время они стоили не много.

Он решает, что ему надо знакомиться с богатыми людьми, которые могли бы ему помочь. Вскоре Дацянь знакомится с семьей Ли, принадлежащей к одному из знатных родов в Нинбо. Семя Ли была очень богатой. Члены этой семьи занимались морскими перевозками и были знаменитыми и крупными коммерсантами в Шанхае.

Одна из дочерей Ли Цюцзюнь познакомилась с Чжан Дацянем.  Ей очень понравился молодой талантливый художник. Цюцзюнь тоже была художницей и поэтому они часто рисовали вместе. На почве общих интересов у них возникли прекрасные отношения. И обращались они друг к другу не иначе как «брат и сестра».

Когда меня спрашивают, кто мой задушевный друг? Я всегда смело отвечаю, это Ли Цюцзюнь

Встреча Чжана Дацяня с семьей Ли это один из ключевых моментов в его жизни. Все выставки относящиеся к раннему творчеству художника были проведены с помощью Ли Цюцзюнь.

В 1925 году друзья, через землячество Нинбо в Шанхае, помогли организовать первую индивидуальную выставку, состоящую из ста картин Чжан Дацяня. Цена любой картины была – 20 юаней. Посетители моги купить картины в результате лотереи. Выставка увенчалась успехом. Все сто картин были проданы. Тогда удалость заработать 2 тыс. серебряных долларов. Эта выставка помогла решить многие материальные трудности.

Вырученные от продажи картин деньги развязали руки Дацяню, имея деньги, он мог совершать путешествия по горам и рекам. Начиная с 1927 года, Чжан Дацянь стал часто писать с натуры. Он четыре раза поднимался на гору Хуаншань. Впервые там даже не было тропинок. Позже Дацянь попросил местных жителей сделать проход наверх.

 Занимаясь искусством, Дацянь испытывал радость и наслаждался красотой окружающей природы. Его интересовало все, что вокруг, он рисовал птиц, насекомых, животных, горы, реки. Чжан Дацянь был человеком с самыми широкими интересами.

 Как то Дацянь высказал такую мысль, что художник должен быть знаменитым.

Настоящий художник должен быть знаменит, когда художник станет популярен, на его картины будут обращать люди. Человек не должен пользоваться популярностью в небольшом городке, а должен стать знаменитым в крупном. Впрочем, художник должен быть знаменитым везде.

 

Джан Дацянь

Вот почему, став известным в Шанхае, Дацянь переехал в Пекин. Ведь в Шанхае царила собственная художественная школа. Шанхай являлся центром западной культуры в Китае. А настоящим центром китайской культуры находился Пекин (Бэйлин).

В 1934 году, прихватив 200 картин шанхайских художников общества Цюин, Дацянь приезжает в Пекин. Здесь он организовывает выставку картин, на которой были представлены и 40 его работ.

Три десятых моего успеха принадлежит таланту и остальные семь десятых моим хорошим отношениям с людьми

В Пекине Дацянь продолжил совершенствовать свое мастерство. Здесь он познакомился с новыми талантливыми художниками. Он познакомился с Пу Синьюем, картины которого отражали идеологию китайской интеллигенции. Они очень сдружились. В газете их называли «южным Чжаном и северным Пу».

Китайская живопись

 

Китайская живопись

Живопись Чжан Дацянь

Живопись Чжан Дацянь

 

В 1936 году был издан новый сборник произведений Чжан Дацяня. В предисловии  к сборнику Сюй Бэйхун назвал Дацяня «гением последних пяти столетий».

Чжан Дацянь любил бывать на различных культурных мероприятиях. Тогда в парке Чжуншань постоянно организовывались выставки. Там можно было услышать пекинское пение под аккомпанемент барабана. Здесь Дацянь и встретился со своей будущей третьей женой Ян Ваньцзюнь, взяв в плен ее сердце.

Джан ДацяньВ 1937 году началась война. 7 июля японцы развязали широкомасштабную войну против Китая. Вскоре Пекин был оккупирован. Дацянь переезжает жить в Ихэюань. Он пользовался большой популярностью, и японцы предлагали ему много официальных должностей, воздействуя на него методами угроз и уговоров. Японцы запретили покидать Ихэюань.

Дацянь принял решение. Он целый месяц рисовал картины. Потом продал их и на заработанные деньги бежал в Шанхай, потом в Сянган и, в конце концов, вернулся в Сычуань. В конце 1938 года Чжан Дацянь окольными путями прибыл на гору Цинчэн в провинции Сычуань. Там собрались все члены его семьи. Несмотря на бедность, они жили спокойно. Это были стабильные годы в его жизни. За эти три года Дацянь систематизировал коллекцию своих работ и создал большое количество новых замечательных произведений. Находясь на горе Цинчэн, он увидел новые оттенки, которых раньше не замечал. Появилось много хороших картин с изображениями темно-зеленых пейзажей.

В пустыне Гоби, где хранились буддийские каноны, находились фрески, по которым можно было изучать древнее искусство, в частности портретную живопись. Эти пещеры являются культурной сокровищницей, которая скрыта в песчаном море.

Весной 1941 года Чжан Дацянь, Ян Ваньцзюнь, Чжэн Синьчжи отправились в Дуньхуан, расположенным на северо-западе Китая и древности служивший воротами в Китай на Великом шёлковом пути. По пути попадались разбойники и дикие звери. Риск был велик.

Войдя в пещеры, Дацянь был потрясен. Все стены были покрыты великолепными цветными фресками. Так же там находились и различные скульптуры. Это было настоящее соприкосновение с самыми высокими достижениями китайского искусства.

Дацянь считал свое традиционное художественное мастерство очень высоким. Но стоя перед этими прекрасными фресками, он почувствовал, что его уровень не так высок. Он был поражен оттенками красок и совершенством линий. Дацянь понял, что изучение фресок поможет ему поднять его художественное мастерство на новую высоту.  Это окончательно изменило его прежнюю концепцию о традиционной живописи.

Спящий Будда
Спящий Будда

Монах
Странствующий монах с тигром и мешком полным священных текстов
Бодхисатва, фреска
Бодхисатва, фреска

 

Вначале Дацянь думал, что проживет здесь не больше трех месяцев, но его планы изменились. Срок продлился до полугода, потом на год и в конечном итоге он прожил тут около трех лет. ГротыА ведь жизнь в Дуньхуане была далеко не сахар. Это была отдаленная окраина, где не было в достатке ни пищи, ни воды, к тому же в пещерах совсем не было света. В домике, в котором путешественники остановились давно ни кто не жил. В нем часто появлялись скорпионы, пауки, ядовитые змеи. Ночью раздавался вой волков.

Чжан Дацянь привез людей и большое количество материалов на 70-80 телегах. Так как размеры фресок были огромными, а таких больших холстов не было, он пригласил пятерых монахов-художников, что бы они отвечали за шитье холстов. Краски делались путем растирания ценных камней и других минералов.

Говоря о финансовых расходах, с начала подготовки к поездке в Дуньхуан и до возвращения из него, Чжан Дацян потратил примерно несколько сотен тысяч серебряных долларов. В то время это была огромная сумма денег. Дацянь большую часть суммы взял взаймы. В результате один из банков в Чэнду чуть не обанкротился.

Китайская живопись Китайская живопись Китайская живопись

Дацянь копировал картины по изобретенному им способу. Он писал по прописям громадные картины. Он копировал общие виды и фрагменты, всей душой глубоко окунаясь в художественную атмосферу династии Тан.

После поездки в Дуньхуан стиль живописи Чжан Дацяня сильно изменился, обогатилась палитра красок, он стал более сосредоточенным и серьезным. Картины по размеру стали большие, изображения объемнее, увеличился размах письма. Богатство красок, энергичные линии и широкий размах – все это наполняет картины жизненной силой. Этого раньше не было в других картинах.

Но, к сожалению, в начале 20 века в Китае было время смут и войн. В декабре 1949 года армии гоминьдана потерпели поражение от народно-освободитель-ной армии КПК, возглавляемой Мао Цзэдуном. В тот момент Дацянь принял решение уехать из Китая в Индию. Он хотел там организовать выставку своих работ. Тогда он сказал членам своей семьи, что вернется через полтора года. Дацяню и в голову не могло прийти, что он покидает родные края навсегда. В те годы не было нормальных условий для существования художников в Китае, поэтому он решает уехать в Бразилию.  Супруга Сюй Вэньпо уехала вместе с ним. Там он прожил 16 лет.

Джан ДацяньДжан Дацянь

Там он разбил сад под названием Бадэ – «восемь добродетелей». В середине сада было создано много небольших горок, были разбросаны камни, выкопан пруд. Все это Дацянь делал своими руками. Это был сад, в котором он продолжал творить. Это была его объемная картина.

Дацянь и ПикассоВ 1957 году, когда строительство сада Бадэ не было закончено, у художника возникли проблемы с глазами. Увидев, как рабочие плохо поставили камень в саду, он подошел к ним и попытался поднять тяжелый камень. В этот момент в глазу лопнул кровеносный сосуд. В конце концов, он потерял зрение на один глаз, да и другого глаза зрение сильно ухудшилось.

Дацянь часто ходил на прием к врачу.  Он больше не мог рисовать. Уровень мастерства, которого он достиг за годы своей жизни, теперь казалось не востребованным. А ведь вся семья жила за счет его таланта.

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

Интересный факт. В середине 50-х произошла встреча Дацяня с Пабло Пикассо (испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер, имевший массу подражателей и оказавший огромное влияние на изобразительное искусство в 20 веке).

После этого Дацянь стал осваивать и вводить в китайскую живопись элементы модерна и экспрессионизма.

В 1961 – 62 годах он начал пытаться рисовать с помощью прерывистой туши. Примерно в 1965 году Дацянь изобрел успешный способ техники прерывистой туши и широких мазков кисти. В результате этого открытия китайская пейзажная живопись вступила в новый этап своего развития. Эта техника обладает особым китайским колоритом и манерой. В этом заключается его необыкновенность. Техника прерывистой туши и широких мазков кисти, изобретенная Чжан Дацянем, полностью соответствовала традициям китайской национальной живописи.

Экспериментальная живопись

Чжан Дацянь живопись

Чжан Дацянь живопись

Данный стиль открыл новую эру в истории китайского рисунка тушью и соединил китайскую традиционную живопись с современностью, что сыграло большую роль в истории китайской культуры и искусства.

В последнее десятилетие своей жизни Дацянь жил сначала в Индии, потом в Аргентине, затем в Бразилии и США. В конце концов, в 1976 году он приехал на Тайвань, так как он хотел быть поближе к Родине. Тайвань для него был частью Китая. Тайванский музей Гугун, в качестве дара, принял 94 работы великого мастера. Из них 75 произведений каллиграфии и живописи и 19 предметов антиквариата, а так же бумагу и кисти. Так же по завещанию Дацяня его дом и все предметы были подарены Тайбэйскому музею Гугун. Там был создан мемориальный музей.

Тайванский музей Гугун
Мемориальный музей в Тайване

В последний период своей жизни Чжан Дацянь был одинок. Его уговаривали вернуться на Родину, на постоянное место жительства. Он скучал по родным местам, по близким людям.

 

В 8 часов 15 минут 2 апреля 1983 года Чжан Дацянь скончался от болезни

 

Чжан Дацянь был признан великим художником не только в Китае, но и далеко за его пределами. Он является гордостью китайской нации, гордостью города Нэйцзян. Дацянь носил шапку Су Дунпо, имел длинную бороду и всегда ходил в длинном халате. Своим внешним обликом и одеждой он соответствовал идеалу интеллигенции, идеалу культурного и благородного человека.

Я отдаю всего себя искусству. Я рисую и не изменюсь до тех пор, пока не умру. Не изменятся мои жизненные привычки, мое стремление. Если бы я стал монахом, то стал бы монахом художником

 Джан Дацянь

 

 

1 Ши Тао. Автопортрет
Ши Та́о (Shi Tao, кит. 石涛) — художник и каллиграф династии Цин,садовый мастер, теоретик живописи. Настоящее имя Чжу Жоцзи́. Мастеp пейзажа, оpхидей, бамбука. Ши Тао буквально значит «Окаменевшая волна». Годы жизни: 1642 - 1707

НАЗАД

 

2Чжу Да
Чжу Да (кит. 朱耷, 1626, Наньчан — 1705) — странствующий монах и гениальный художник, поэт и каллиграф династии Цин. Имел прозвище Бада Шаньжэнь (человек с горы Бада). Отличался эксцентричным поведением, резкими переменами настроений. Дружил и переписывался с Ши Тао.

НАЗАД

 


facebool