Живопись ямато-э и ее характерные особенности
На днях в Пушкинском музее состоялась выставка на которой была представлена живопись эпохи Эдо. Кроме этого в аннотациях, прежде всего к произведениям мастеров школы Тоса, часто упоминалось более древний стиль японской живописи Ямато-э.
Для начала стоит упомянуть, что ситль Яматоо-э появился после закрытия Японии от Китая. Япония брала оттуда вплоть до китайской эпохи Сун, после чего решила, что в Поднебесной начался закат искусства (впрочем, и китайцы до сих пор считают Сунскую живопись последним эталоном), и, накопив к тому времени прилично, при уже закрытых дверях продолжила тщательно рассматреть и переработать накопленное.
Таким образом, стиль живописи Ямато-э это периоды Хэйан (794—1185) и Камакура (1185—1333).
Что же значит «Ямато-э»?
Ямато-э буквально означает «японская живопись» в противопоставление «кара-э», то есть, «китайской живописи».
До VIII века ширмы и панели расписывали исключительно в китайском стиле, а первые сюжеты Ямато-э сочетали знакомые пейзажи Японии с классическими видами далекого и неизвестного Китая.
Ширма императорского дворца, расписанная в начале IX века, является примером такой ранней работы. На ней можно увидеть с одной стороны знаменитую сцену из Шань хай цзин («Каталог гор и морей», классический китайский трактат), а с другой широко известный в Японии вид на реку Удзи. Интересно, что в императорском дворце внешние, церемониальные помещения украшали китайскими сюжетами и пейзажами, а внутренние помещения расписывали местными мотивами.
В период Хэйан начала бурно развиваться японская литература, которая оставила значительный след в живописи.
Появилось множество литературных отсылок, пейзажи Ямато-э вслед за стихотворениями вместо китайской сливы стали воспевать японскую вишню, вместо волшебных гор рисовые поля, а китайские эстетические принципы заменило понятие моно-но аварэ типично японская эстетическая концепция «печального очарования вещей».
В это время появились мотивы, позже укоренившиеся в японском изобразительном искусстве: кролики в высокой осенней траве, олени, бегущая вода и волны, персики, дикая хризантема.
Живопись Ямато-э отличается сильной стилизаций фигур и лиц, так же ей присущи яркие и густые красочные пигменты, частое использование золота, высокая точка взгляда на композицию, когда все действие разворачивается перед зрителем как на ладони. Последнему помогает прием «фукуки ятай», что означает буквально: «сдутая крыша», и часто изображаемые на картинах Ямато-э полосы облаков, делящие их на отдельные сегменты и поддерживающие последовательность повествования.