Третья драгоценность - тушь
Следующей принадлежностью художника и каллиграфа это тушь («мо»), то с помощью чего мастер выражает свои мысли на бумаге. Китайская тушь в основе своей содержит клеящие вещества и либо сосновую копоть, либо сажу, полученную при сжигании растительных масел.
Тушь, изготовленную из масляной сажи, используют в китайской каллиграфии и китайской живописи в большинстве приемов. Тушь, изготовленную на основе сосновой сажи, часто используют при отображении мелких деталей в стиле гунби, и при высыхании она становится матовой. Рецептура приготовления не менялась сотни лет. Выпускают ее в виде столбиков. Не смотря на, казалось бы, такую технологическую простоту тушь это выразительный и довольно многогранный материал, дающий художнику применять широкий диапазон приемов и позволяющий мастеру создавать любые картины как в стиле гунби («тщательная кисть»), так и в стиле сеи («передача идеи»).
К выбору туши подходят с особой тщательностью, ведь от ее качества зависит выразительная сила художественного произведения. Выбирать надо крупные столбики туши. Качественная тушь имеет более насыщенный черный цвет и конечно она без примесей. Так же она должна иметь гладкую и ровную поверхность и должна быть твердой. Неотъемлемой и сокровенной частью использования туши является тушечница («янь»), в которой необходимо растирать твердую тушь, предварительно добавив немного чистой воды. Тот или иной оттенок зависит от пропорции воды.
Приведем небольшой отрывок их книги Джейн Эванс "Китайская тушь":
Консистенция и тон туши имеют большое значение. Кистью или пипеткой капните на тушечницу немного воды и кругообразными движениями разотрите в ней кончик столбика туши. Продолжайте растирать, пока вода не впитает необходимое количество туши.
Тушь на тушечнице сегда должна быть очень густой и черной. Не оставляйте столбики туши на тушечнице, иначе они прилипнут к ней. Не забывайте протирать тешечницу каждый раз после завершения работы, удаляя остатки засохшей туши.
Качественная тушь обладает необыкновенной устойчивостью к окружающей среде, она не выцветает и не вытирается. В музеях мира находятся произведения древних китайских художников, которые и посей день сохраняют свежесть блеска туши.
Можно воспользоваться жидкой тушью, но так как она содержит меньше клеящих веществ, её труднее довести до нужной консистенции и соответственно она подвержена растеканию.
Китайские краски
Китайские краски содержат много связующих веществ. Краски минерального происхождения матовые, органического происхождения прозрачные. Минеральные краски выпускают в виде порошков, органические – в виде гранул. Те и другие можно приобрести в тюбиках или в коробках. Из западных красок наиболее похожа на китайские краски гуашь, хотя она бывает только матовая. Можно писать и акварелью, но она растекается при размывке, поскольку содержит меньше связующих веществ, чем китайские краски.