Сюй Си - основатель жанра «цветы и птицы»

Сюй Си (徐熙, 886 — 975) — был одним из крупнейших китайских художников времен падения династии Тан и эпохи Пяти династий, основатель жанра «цветы и птицы» (хуаняо).

Бабочка и цветы глицинииБабочка и цветы глицинии

Хуаняо 鸟画 – жанр в китайской живописи Цветы и Птицы. Основным предметом жанра являются растения, птицы, звери либо насекомые.

О его жизни мало известно. Он вел отшельнический образ жизни, что не препятствовало ни его творческой активности, ни его популярности. 

Были известны 249 его работ, но в дальнейшем утраченных. Сюй Си является основателем художественной техники хуаняо, которая принципиально отличается от манеры другого зачинателя этого жанра — Хуан Цюаня. В противовес «стиля Хуана», отмеченном тщательностью письма и декоративностью композиций, поэтому он получил название фугуй («стиль богатства и знатности»), живописи Сюй Си была присуща эскизность рисунков, размашистость мазков и приглушенная колористическая гамма. Он использовал светлые, прозрачные краски, дополняя ими контурные линии написаны тушью, или вместо графического рисунка прибегал к выполняемых в способе «падающей туши» (ломо) размывание, обозначая с их помощью форму изображений. Последнее средство употребление контурных линий, означал внедрение в хуаняо приемов так называемого бескостного метода письма (могуфа). В трактате Го Жосюя подчеркивается особая элегантность живописи Сюй Си, в которой «перья и пух, форма и структура легкие и изящные, а цвет неба сливается с цветом воды».

Названия картин, приписываемых Сюй Си говорят о значительно более тематическое разнообразие его творчества, чем это следует из характеристик, данных Го Жосюєм. Любимыми сюжетами этого художника были лотосы, поднимающиеся из темной воды, опавшие в воду листья, пышные цветы магнолий, водяные птицы, цикады, бабочки. Важное место в живописи Сюй Си занимали композиции с изображением пионов и цветущих веток сливы мэйхуа, которые способствовали формированию «живописи сливы» (момэй, «цветущая слива, нарисованная тушью») как отдельного тематического направления внутри жанра «цветов и птиц».

Манера Сюй Си, образно названная впоследствии се-и, далеко не сразу получила должное признание у художников и ценителей живописи по причине ее внешней простоты и незатейливости. Даже внук Сюй Си — Сюй Чунси, который вошел в круг признанных мастеров хуаняо первой половины эпохи Северная Сун отказался от творческих достижений деда, отдав предпочтение стилю Хуан Цюаня. Достойно живопись Сюй Си смогли оценить только представители творческого объединения «художников-литераторов» (веньжень хуа) — Су Ши и Ми Фу.

В дальнейшем стилистические варианты хуаняо, порожденные творчеством Хуан Цюаня и Сюй Си, составили две главные художественные линии этого жанра, что совпадают с генеральными для китайской живописи стилями письма — гунби («тщательная кисть») и се-и («передача идеи»). 

«Стиль Сюй Си» позволял передать впечатления и настроение художника и допускал самые смелые эксперименты в работе кистью, получил наибольшее распространение у простых художников, которые противопоставляли себя мастерам академической школы. Его влияние заметно в «чаньской живописи» (XII–XIII вв.), творчества Сюй Вэя (1521-1593), Чжу Да (1625-1705).

Чтобы оставить комментарийвойдите или зарегистрируйтесь

Регистрация / Вход