Рождение теории эстетики китайской живописи
Искусство китайской живописи в его высочайшем смысле началось, когда эстетическая ценность произведения превзошла его утилитарную функцию, главенствовавшую на протяжении многих эпох.
Этот утилитарный взгляд на китайскую живопись отображён в словах одного из самых известных поэтов своего времени Као Жи (Cao Zhi 192-232): «Среди тех, кто смотрит на картины нет ни одного, кто смотрит на Пять Императоров и не бросает взгляд почтительности, тех, кто видит последних трёх жестоких правителей и не скорбит и сетует, тех, кто видит, как чиновники обворовывают трон и не скрежещут зубами, тех, кто видит целомудренных и утончённых учёных, но не забудет поесть, тех, кто видит как рядом умирают в нищете и не поддержат их, тех, кто видит изгнанных чиновников и лишённых наследства сыновей и не вздыхает с сожалением, тех, кто видит распущенных мужей и ревнивых жён и не закроет глаза, тех, кто видит наложниц и послушных императриц и не хвалит и гордится ими. Отсюда мы понимаем, что живопись хранит образцовые заповеди».
"Семь мудрецов из бамбуковой рощи и Жун Цици" Рельеф из гробницы Сишаньцяо, Наньцзин, пров. Цзянсу.
Правая часть.V век. Музей провинции Цзянсу, Наньцзин
Рост ценности картин начал происходить из их оригинальности, а не как неких жизненных объектов, что стимулировало китайских художников разрабатывать свои собственные стили и методы, что в свою очередь привело к весьма преувеличенному пониманию художника как творческой личности, представляющего интерес, как самого по себе, так и благодаря своему техническому мастерству. В ранний период Шести Династий уже в 3-4 веках нашей эры появились китайские художники, ставшие известными своей неординарностью и неповторимостью, и как результат появились различные критические формулировки, предназначенные для пояснения и оценки художественного превосходства художника.
Основоположник теории и критики китайской живописи Се Хэ 謝赫 (V век н.э.) разработал собственные критические законы, которые он применял к картинам и художникам. Эти шесть законов послужили поводом для многочисленных и сложных для понимания критических работ китайских философов и писателей, начиная с VI – го века н.э. вплоть до настоящего времени. В предисловии Се Хэ объяснил критерии, согласно которым он классифицировал 28 китайских художников – древних и современных (естественно его времён): «Оценка художников осуществляется путём сопоставления их достоинств и недостатков. Среди художников нет тех, кто не проходит периоды подъема и спада. Уединение и тишину тысячелетия можно увидеть, просто взглянув на их картины. Как-бы то ни было, у художников есть шесть законов, которых нужно придерживаться. Но только Лу Таньвэй и Вей Сэ полностью их выполнили, но, начиная с античности и до настоящего времени, остальные художники достигли превосходства только в одном.» К сожалению, из творческого наследия Лу Таньвэя практически ничего не сохранилось, только приписываемый ему рельеф из гробницы Сишаньцяо «Семь мудрецов из бамбуковой рощи и Жун Цици", а из работ Вей Сэ не сохранилось вообще ничего, но Се Хэ оценивал произведения его выше картин знаменитого и уважаемого мастера Гу Кайчжи.
Гравюра - "Наставления придворным дамам" Гу Кайджи
В основной части своего трактата Се Хэ распределяет 28 художников по шести категориям превосходства и прилагает комментарии по поводу их сильных и слабых сторон, их периода деятельности, статуса, стиля и также их учителей. Профессиональных художников было 21, четверо из них было причислено к первому классу (всего 5 художников первого класса). Также были включены пять чиновников, но их высокий общественный статус не дал им особого преимущества в области эстетики, а также Се Хэ включил одного императора, благоразумно отнеся его в качестве второго художника четвёртого класса и 24-го в целом.
Итак, шесть законов:
- созвучие энергий в живом движении
- владение кистью
- изображение сообразно предметам
- распределение цвета, следуя роду вещей
- размещение предметов в композиции картины
- воспроизведение образа при копировании картины
Шесть законов СеХэ положили начало теории эстетики китайской живописи, и в дальнейшем уже практически не было критических работ, где не использовались бы, разработанные Се Хэ, критерии оценки живописцев и не применялась терминология этих законов.