О китайской живописи гохуа
Давайте совершим экскурсию в мир китайского искусства.
И начнём с того, что традиции китайской живописи существенно отличаются от западных канонов уже хотя бы тем, что при создании картины не требуется соблюдения законов перспективы или изменения тона в зависимости от источника света, не требуется формального сходства изображаемого предмета с натурой. Картина воспринимается как иной мир, где чётко видно гармоничное слияние личности художника и окружающего мира.
В китайской живописи идейное содержание преобладает над формальным сходством, двигаясь от сложности к простоте. Даже образующаяся на картине пустота в том или ином контексте несёт определённый смысл. Например – при изображении гор пустое пространство вокруг них воспринимается как туман или облака. А пустота вокруг золотых рыбок это вода.
Чжао Цзи. Пятицветный попугай
Ещё одна особенность китайской живописи – это её стремление к монохромности, или ограничению количества разных цветов, используемых в рисунке. Считается, что изобилие цвета в рисунке отвлекает от его красоты внутренней, т.е. подлинной. Цветом обычно обозначается характеристика предмета. Например - добавляя оттенок коричневой или зелёной краски в скалы, деревья, листья, траву и мох, художник, таким образом, усиливает ощущение конкретного сезона или состояния погоды.
Ци Байши. Персики
Одна из отличительных особенностей китайской живописи – использование каллиграфических надписей и специальных красных печатей, которые воспринимаются как часть картины. Без них она кажется незавершённой. Самая простая надпись состоит из имени художника и даты написания картины, более сложная -поэтической строчки или высказывания. В каллиграфической надписи часто упоминается имя того, для кого написана картина или событие, предшествовавшее её написанию. Без личной печати картина считается незаконченной .Китайские художники владеют, как правило, тремя искусствами – живописью, каллиграфией и резьбой печатей.
По методу использования кисти и краски китайская живопись подразделяется на два основных направления – Гунби и Сеи. Гунби – очень популярная техника китайской живописи, название которой можно перевести как «тщательная, аккуратная кисть». Школа гунби характеризуется тщательной прорисовкой деталей и многослойной цветовой отмывкой (первые свитки в этом стиле были выполнены во времена династии Хань).
Сеи – стиль, название которого «живопись идеи» или «свободная кисть» говорит само за себя.Отличается свободной манерой работы кистью и размашистыми штрихами туши. В этом стиле предпочитали работать художники –интеллектуалы. Известными мастерами стиля сеи были Ци Байши и Сюй Бейхун. На заре китайской живописи (до XII века нашей эры) художники предпочитали писать в стиле гунби, все жанровые сценки того времени выполнены в этом стиле.
До сих пор в университетах Китая традиционное обучение гохуа начинается с изучения техники гунби. Учителя традиционной китайской живописи утверждают, что этот стиль необходим профессиональным художникам, особенно тем, кто пишет портреты. Росписями в стиле гунби украшены дворцы и усадьбы Китая.