Китайская живопись Гохуа - возникновения термина
Китайская живопись называется Гохуа и обозначается иероглифами в упрощенной форме 国画, что значить "живопись страны".
Чжан Дацянь
Термин гохуа подразумевает использование материалов и инструментов свойственных для традиционной живописи.
Эпоха перемен
XVI—XVII века стали временем больших перемен в Китае. В Поднебесную проникают европейцы — португальцы, испанцы, голландцы, в стране появляются и христианские миссионеры — иезуиты. Они привозят в Китай новые инструменты и механизмы — часы, астрономические приборы, огнестрельное оружие.
Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. И как следствие происходит трансформация китайской живописи.
Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин является Джузеппе Кастильоне. Его жизненный путь был весьма любопытен - Кастильоне волею судьбы попадает из родного Милана в далекий Пекин.
Джузеппе Кастильоне (1688—1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник. Именно он стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке.
Своими работами, а также уроками живописи, Кастильоне знакомит китайцев с европейской техникой рисования, требовавшей соблюдения законов перспективы, пропорции и светотени. Так же он знакомит китайцев с таким жанрами европейского изобразительного искусства как масляная живопись.
Джузеппе Кастильоне. Император Цяньлун в церемониальных доспехах на коне. 1739 или 1758 Шёлк, чернила и краска. 322,5 × 232 см. Дворцовый музей, Запретный город
Начиная со времён Кастильоне западный стиль живописи, приобретают в Китае всё большую популярность.
Среди китайской мастеров росло число приверженцев западной культуры. В XIX веке Шанхай стал центром торговли с европейцами. Сюда устремляются многие китайские художники, желающие изучить европейские традиции и техники живописи. Так родилась Шанхайская школа живописи, ныне — самая известная.
C началом XX века в китайской живописи начался период «100 школ», которые проповедовали отход от традиций и жанровую импровизацию.
Гохуа – возникновение термина
Западная живопись стала называться «Сиянхуа», 西洋画, то есть «западная, заморская живопись». Слово «хуа» в данном случае означает «картина», «живопись», «рисовать».
Название "Гохуа" (国画, живопись страны) возникло как противопоставление названию Сиянхуа лишь на рубеже 19-20 веков.
Яркими представителями традиционной китайской живописи двадцатого века являются признанные мастера кисти такие как Ци Байши, Чжан Дацянь, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань и др.
Ци Байши. Осенняя цикада на цветках лапины
В последнее время интерес к традиционной технике возобновился и стиль гохуа переживает второе рождение.
Чжан Дацянь