Ёситоси Цукиока последний мастер укиё-э

Ёситоси Цукиока (月岡芳年; 1839 – 1892) - японский художник считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.

Ёситоси Цукиока последний мастер укиё-э
Гравюра из серии "Тридцать шесть привидений", 1892

Его творческая деятельность пришлась на две эры – последние годы эпохи Эдо и последующую эпоху Мэйдзи.

Период Эдо — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава.

Мэйдзи — девиз правления императора Муцухито, что в переводе означает «просвещенное правление»; период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года.

Во времена Мэйдзи произошел отказ Японии от самоизоляции. Новое правительство вводило в стране европейские обычаи и порядки, стало проводить в жизнь политику широкого заимствования западной культуры. Искусство переживает характерный для всей национальной культуры период активного интереса ко всему пришлому.

Ёситоси Цукиока
Ёситоси Цукиока

Как и многие японцы той эпохи, Ёситоси заинтересовался западными новшествами, однако позднее стал серьёзно обеспокоен утратой многих аспектов традиционной японской культуры, в том числе упадком направления укиё-э.

Ёситоси рисовал исторические сюжеты, красивых женщин, эротическую графику сюнга и актеров театра Кабуки.

Но также уделял внимание кровавому жанру: военным битвам, смерти в бою, самоубийству-харакири и прочим сюжетам в жанре мудзан-э (無残絵) - картин с изображением жестоких сцен. Его даже прозвали "безумным художником" и "кровавым Ёситоси".

Творчество

В 1850 году в возрасте двенадцати лет Ёситоси Цукиока стал учеником Куниёси Утагава.

В 1853 году он начал свою карьеру, иллюстрируя книгу под псевдонимом Ёситоси Ёсиока. В том же году он создал свой первый дизайн для ксилографии под псевдонимом Ёситоси Икаисай.

Первый успех к мастеру пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» в 1865 году.

В те сложные и неспокойные годы для Японии эстетика насилия обрела популярность среди широких слоёв населения.

В 1866 году подготовил серию гравюр «Двадцать восемь убийств со стихами», особенностью которой была детальная прорисовка сцен убийств, благодаря чему имя молодого художника стало ещё более известно в Эдо (современный Токио).

Примерно с 1870 года он страдал психическим расстройством и выпустил гораздо меньше работ. Художник впал в глубокую депрессию, он мог работать и мучился чувством бесполезности. 

В 1873 г. он выходит из кризиса и меняет своё имя на Ёситоси Тайсо.

С 1874 по1876-й работает иллюстратором в газете «Юбинхоти симбун», где публикует около 60 рисунков. Там были статьи о современных происшествиях с ксилографическими иллюстрациями.

В 1877 году разразилась Сейнанская Война. Ёситоси изобразил сцены сражений при помощи своего воображения.

Постепенно здоровье его укрепилось. Появились заказы, благосостояние мастера значительно улучшается. Он расплатился с долгами, купил дом, сошелся с Тайко  Сакамаки и1884 году официально женился на ней.

В 1885 году он начал одну из своих самых известных серий - "100 видов Луны". 

Весной 1892 года Ёситоси окончательно потерял рассудок и был помещен в психиатрическую лечебницу Сугамо. Но 2 мая он был выписан из больницы, так как его врач отказался от него.

9 июня 1892 года Ёситоси Цукиока умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 53 лет.

За свою жизнь Ёситоси создал множество серий гравюр, три из которых – «Сто видов луны», «Тридцать шесть привидений» и «Тридцать два вида обычаев и нравов» содержат общепризнанные шедевры.

Ёситоси сумел вывести традиционную японскую гравюру на новый уровень, прежде чем она умерла вместе с ним.

Cтиль живописи и сюжеты

Хотя Ёситоси ассоциируется с гравюрами зверств и кровавых зрелищ, он был разноплановым художником. Его искусство охватывало широкий спектр исторических картин, изображений красивых женщин, бытовых сцен нравов и обычаев, а также классических сюжетов. В последнее время художник стал больше внимания уделять мирным сюжетам. 

Картины Ёситоси отличаются великолепным подбором цветов и замечательными техниками, которые он получил от своего мастера Куниеси. Картины и которые он разработал сам на основе того, что получил от своего мастера. 

Его живописные приемы изображения движущегося предмета, как в стоп-кадре, до сих пор используются в современной манге и гэкиге; поэтому некоторые люди говорят, что он является пионером современной гекиги.

Личность

Ёситоси был строгим и одновременно справедливым и любящим учителем по отношению к своим ученикам. Собственно, немало его учеников стали великими художниками.

Говорят, что он был настолько сентиментален и отзывчив, что его трогали до слез душещипательные истории о человеческих взаимоотношениях.
Ёситоши был жизнерадостным человеком, любил праздники и был хорошим собеседником.

Гравюра из серии
Гравюра из серии "Двадцать восемь убийств со стихами", 1867

Тоётоми Хидэёси подбирается к замку Инабаяма
"Луна горы Инаба". Тоётоми Хидэёси подбирается к замку Инабаяма. Из серии "Сто видов Луны", 1885

Изображение Бодхидхармы
Изображение Бодхидхармы из серии "100 видов луны", 1886

Тридцать шесть привидений
Гравюра из серии "Тридцать шесть привидений", 1890

Возвращение в Лунный дворец
Возвращение в Лунный дворец, из серии "Сто видов Луны"

Луна одинокого дома
Луна одинокого дома, из серии "Сто видов Луны"

Проблеск луны
Проблеск луны, из серии "Сто видов Луны"

Отдых гейши
Отдых гейши, из серии "Тридцать два аспекта обычаев и манер"

Просветление Дзигоку-даю
Просветление Дзигоку-даю, из серии "Новые формы тридцати шести призраков"

Чтобы оставить комментарийвойдите или зарегистрируйтесь

Регистрация / Вход