Ёситоси Цукиока последний мастер укиё-э
Ёситоси Цукиока (月岡芳年; 1839 – 1892) - японский художник считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э.
Гравюра из серии "Тридцать шесть привидений", 1892
Его творческая деятельность пришлась на две эры – последние годы эпохи Эдо и последующую эпоху Мэйдзи.
Период Эдо — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава.
Мэйдзи — девиз правления императора Муцухито, что в переводе означает «просвещенное правление»; период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года.
Во времена Мэйдзи произошел отказ Японии от самоизоляции. Новое правительство вводило в стране европейские обычаи и порядки, стало проводить в жизнь политику широкого заимствования западной культуры. Искусство переживает характерный для всей национальной культуры период активного интереса ко всему пришлому.
Ёситоси Цукиока
Как и многие японцы той эпохи, Ёситоси заинтересовался западными новшествами, однако позднее стал серьёзно обеспокоен утратой многих аспектов традиционной японской культуры, в том числе упадком направления укиё-э.
Ёситоси рисовал исторические сюжеты, красивых женщин, эротическую графику сюнга и актеров театра Кабуки.
Но также уделял внимание кровавому жанру: военным битвам, смерти в бою, самоубийству-харакири и прочим сюжетам в жанре мудзан-э (無残絵) - картин с изображением жестоких сцен. Его даже прозвали "безумным художником" и "кровавым Ёситоси".
Творчество
В 1850 году в возрасте двенадцати лет Ёситоси Цукиока стал учеником Куниёси Утагава.
В 1853 году он начал свою карьеру, иллюстрируя книгу под псевдонимом Ёситоси Ёсиока. В том же году он создал свой первый дизайн для ксилографии под псевдонимом Ёситоси Икаисай.
Первый успех к мастеру пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» в 1865 году.
В те сложные и неспокойные годы для Японии эстетика насилия обрела популярность среди широких слоёв населения.
В 1866 году подготовил серию гравюр «Двадцать восемь убийств со стихами», особенностью которой была детальная прорисовка сцен убийств, благодаря чему имя молодого художника стало ещё более известно в Эдо (современный Токио).
Примерно с 1870 года он страдал психическим расстройством и выпустил гораздо меньше работ. Художник впал в глубокую депрессию, он мог работать и мучился чувством бесполезности.
В 1873 г. он выходит из кризиса и меняет своё имя на Ёситоси Тайсо.
С 1874 по1876-й работает иллюстратором в газете «Юбинхоти симбун», где публикует около 60 рисунков. Там были статьи о современных происшествиях с ксилографическими иллюстрациями.
В 1877 году разразилась Сейнанская Война. Ёситоси изобразил сцены сражений при помощи своего воображения.
Постепенно здоровье его укрепилось. Появились заказы, благосостояние мастера значительно улучшается. Он расплатился с долгами, купил дом, сошелся с Тайко Сакамаки и1884 году официально женился на ней.
В 1885 году он начал одну из своих самых известных серий - "100 видов Луны".
Весной 1892 года Ёситоси окончательно потерял рассудок и был помещен в психиатрическую лечебницу Сугамо. Но 2 мая он был выписан из больницы, так как его врач отказался от него.
9 июня 1892 года Ёситоси Цукиока умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 53 лет.
За свою жизнь Ёситоси создал множество серий гравюр, три из которых – «Сто видов луны», «Тридцать шесть привидений» и «Тридцать два вида обычаев и нравов» содержат общепризнанные шедевры.
Ёситоси сумел вывести традиционную японскую гравюру на новый уровень, прежде чем она умерла вместе с ним.
Cтиль живописи и сюжеты
Хотя Ёситоси ассоциируется с гравюрами зверств и кровавых зрелищ, он был разноплановым художником. Его искусство охватывало широкий спектр исторических картин, изображений красивых женщин, бытовых сцен нравов и обычаев, а также классических сюжетов. В последнее время художник стал больше внимания уделять мирным сюжетам.
Картины Ёситоси отличаются великолепным подбором цветов и замечательными техниками, которые он получил от своего мастера Куниеси. Картины и которые он разработал сам на основе того, что получил от своего мастера.
Его живописные приемы изображения движущегося предмета, как в стоп-кадре, до сих пор используются в современной манге и гэкиге; поэтому некоторые люди говорят, что он является пионером современной гекиги.
Личность
Ёситоси был строгим и одновременно справедливым и любящим учителем по отношению к своим ученикам. Собственно, немало его учеников стали великими художниками.
Говорят, что он был настолько сентиментален и отзывчив, что его трогали до слез душещипательные истории о человеческих взаимоотношениях.
Ёситоши был жизнерадостным человеком, любил праздники и был хорошим собеседником.
Гравюра из серии "Двадцать восемь убийств со стихами", 1867
"Луна горы Инаба". Тоётоми Хидэёси подбирается к замку Инабаяма. Из серии "Сто видов Луны", 1885
Изображение Бодхидхармы из серии "100 видов луны", 1886
Гравюра из серии "Тридцать шесть привидений", 1890
Возвращение в Лунный дворец, из серии "Сто видов Луны"
Луна одинокого дома, из серии "Сто видов Луны"
Проблеск луны, из серии "Сто видов Луны"
Отдых гейши, из серии "Тридцать два аспекта обычаев и манер"
Просветление Дзигоку-даю, из серии "Новые формы тридцати шести призраков"