Рождение теории эстетики китайской живописи

Искусство китайской живописи в его высочайшем смысле началось, когда эстетическая ценность произведения превзошла его утилитарную функцию, главенствовавшую  на протяжении многих эпох.

Этот утилитарный взгляд на китайскую живопись отображён в словах одного из самых известных поэтов своего времени  Као Жи  (Cao Zhi 192-232): «Среди тех, кто смотрит на картины нет ни одного, кто смотрит на Пять Императоров и не бросает взгляд почтительности, тех, кто видит последних трёх жестоких правителей и не скорбит и сетует, тех, кто видит, как чиновники обворовывают трон и не скрежещут зубами, тех, кто видит целомудренных и утончённых учёных, но не забудет поесть, тех, кто видит как рядом умирают в нищете и не поддержат их, тех, кто видит изгнанных чиновников и лишённых наследства сыновей и не вздыхает с сожалением, тех, кто видит распущенных мужей и ревнивых жён и не закроет глаза, тех, кто видит наложниц и послушных императриц и не хвалит и гордится ими. Отсюда мы понимаем, что живопись хранит образцовые заповеди».  

Семь мудрецов из бамбуковой рощи и Жун Цици

Семь мудрецов из бамбуковой рощи и Жун Цици

"Семь мудрецов из бамбуковой рощи и Жун Цици" Рельеф из гробницы Сишаньцяо, Наньцзин, пров. Цзянсу.
Правая часть.V век. Музей провинции Цзянсу, Наньцзин

Рост  ценности картин начал происходить из их оригинальности, а не как неких жизненных объектов, что стимулировало китайских художников разрабатывать свои собственные стили и методы, что в свою очередь привело к весьма преувеличенному пониманию художника как творческой личности, представляющего интерес, как самого по себе, так и благодаря своему техническому мастерству. В ранний период  Шести Династий  уже в 3-4 веках нашей эры появились китайские художники, ставшие известными своей неординарностью и неповторимостью, и как результат появились  различные критические формулировки, предназначенные для пояснения и оценки художественного превосходства художника.

Основоположник теории и критики китайской живописи Се Хэ 謝赫 (V век н.э.) разработал собственные критические законы, которые он применял к картинам и художникам. Эти шесть законов послужили поводом для многочисленных и сложных  для понимания критических работ китайских философов и писателей, начиная с VI – го века н.э.  вплоть до настоящего времени. В предисловии Се Хэ объяснил критерии, согласно которым он классифицировал 28 китайских художников – древних и современных (естественно его времён):  «Оценка художников осуществляется путём сопоставления их достоинств и недостатков. Среди художников нет тех, кто не проходит периоды подъема и спада. Уединение и тишину тысячелетия можно увидеть, просто взглянув на их картины. Как-бы то  ни было, у художников есть шесть законов, которых нужно придерживаться. Но только Лу Таньвэй и Вей Сэ полностью их выполнили, но, начиная с античности и до настоящего времени, остальные художники достигли превосходства только в одном.» К сожалению, из творческого наследия Лу Таньвэя практически ничего не сохранилось, только приписываемый ему рельеф из гробницы Сишаньцяо «Семь мудрецов из бамбуковой рощи и Жун Цици", а из работ Вей Сэ не сохранилось вообще ничего, но Се Хэ оценивал  произведения его  выше картин знаменитого и уважаемого  мастера Гу Кайчжи.

Наставления придворным дамам Гу Кайджи

Гравюра - "Наставления придворным дамам" Гу Кайджи

В основной части своего трактата Се Хэ распределяет 28 художников по шести категориям превосходства и прилагает комментарии по поводу их сильных и слабых сторон, их периода деятельности, статуса, стиля и также их учителей. Профессиональных художников было 21, четверо из них было причислено к первому классу (всего 5 художников первого класса). Также были включены пять чиновников, но их высокий общественный статус не дал им особого преимущества в области эстетики, а также Се Хэ включил одного императора, благоразумно отнеся его в качестве второго художника четвёртого класса и 24-го в целом.  

Итак, шесть законов:

  1. созвучие энергий в живом движении
  2. владение кистью
  3. изображение сообразно предметам
  4. распределение цвета, следуя роду вещей
  5. размещение предметов в композиции картины
  6. воспроизведение образа при копировании картины

Шесть законов СеХэ положили начало теории эстетики китайской живописи, и в дальнейшем уже практически не было критических работ, где не использовались бы, разработанные Се Хэ, критерии оценки живописцев и не применялась терминология этих законов.


facebool