Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

Китайский семиструнный музыкальный инструмент Гуцинь появился более трех тысяч лет назад, на сегодняшний день самый древний струнный, щипковый инструмент.

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

А найденный в гробнице времен династии Цинь, гуцинь является самым древним, сохранившимся до настоящего времени инструментом пришедшим к нам из эпохи воюющих царств, которая была более двух тысяч четырехсот лет назад.

Шаншу самый ранних литературный сборник, в котором записаны истории об игре на гуцине известным императором Шунем, периода трех властителей и пяти императоров. Шунь играл музыкальном инструменте и управлял страной.

Потому как игру на гуцине и управление государством ставили на один уровень, можно судить как высоко ценили этот музыкальный инструмент. Все факты говорят об этом. Даже среди четырех представителей китайской традиционной культуры: гуцинь, шашки, каллиграфия, живопись, гуцинь стоит на первом месте.

Осматривая затянутые дождевой дымкой окрестности Ханчжоу, можно видеть насколько они насыщены поэзией – это и есть смотреть на пейзаж сквозь занавески.

На протяжении более шестидесяти лет представитель нового направления мастеров гуциня, Сюй Юаньбай, создавал музыкальное общество Сиху.

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

В конце переулка Гоу Шань Ли в городе Ханчжоу находиться дом великого мастера игры на гуцинь, Сюй Куанхуа, сына знаменитого основателя общества. Мастер прожил девяносто лет, восемьдесят шесть из которых играл на гуцине. В настоящее время мастеров такого уровня насчитывается менее ста человек.

Мастер умер, а гуцинь остался. Глядя на этот гуцинь, который был спутником Сюй Куанхуа всю жизнь, мы словно вновь слышим его приятные легкие звуки.

В настоящее время председателем общества является его внук, Сюй Цзюньюэ.

Сюй Цзюньюэ регулярно достает инструмент гуцинь, доставшийся ему по наследству, для того чтобы сыграть на нем. И под звуки необыкновенно красивой мелодии вспомнить своих предшественников.

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

Гуцинь обладает оригинальным тембром звучания. Это связанно с тем, что место от куда раздаются звуки не склеено, а выдолблено из цельного куска дерева. В следствии того что стенки толстые и грубо обработанные, звучание получается простое и длится долго. Корпус инструмента сверху выгнутый, а сверху плоский, что отвечает понятию древних китайцев о мире: небо круглое, а земля квадратная.

Форма старинного гуциня была похожа на тело птицы феникс, что означало счастье и удачу.

Гуцинь имеет 13 ладов, означающих 12 месяцев и один особый добавочный месяц. По мимо этого на корпусе есть струнодержатель. На дне гуциня имеется два звуковых паза, большой называется водоем дракона, а маленький пруд Феникса. Это имеет следующее значение: есть горы и вода, есть дракон и феникс, они символизируют небо, землю и все живые существа. Поэтому гуцинь считают живым, имеющим душу музыкальным инструментом.

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

Благодаря своему изысканному виду гуцинь был инструментом, которым могли пользоваться только представители высших слоев общества. Помимо редкого появления на важных церемониях жертвоприношений, гуцинь был популярен в основном среди представителей образованных людей, которые пользовались им для собственного увеселения или для духовного самосовершенствования и практически никогда не играли на нем для широкой публики.

Высокопочитаемый учитель Конфуций так же был горячим поклонником гуциня. По поводу теории игре на гуцине у Конфуция была своя теория, он считал, что только учить исполнять мелодии и мастерству, недостаточно, необходимо познать смысл, познать человека, познать форму. Или проще говоря, необходимо не только овладеть техникой игры и научиться исполнять несколько мелодий, но и познать их глубокий смысл, а также при помощи музыки уметь общаться с другими людьми.

Однажды Конфуций услышал, как учитель наигрывал одну старую мелодию, он слушал и вдруг, внезапно, встал со своего места, упал перед учителем на колени и сказал: «Ученик увидел, как будто Вэй Ван играет на инструменте».

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

Оказывается, в звучащей музыке Конфуций увидел монарха мудреца Вэй Вана, жившего во времена династии Джоу. Это было задолго до династии Цинь. Учитель был очень удивлен, он сказал, что эту музыку написал именно Вэй Ван и называется она игра Вэй Вана.

Вот такая легенда о встрече в Вэй Ваном под звуки музыки, сохранилась в истории гуциня. С этого времени человек стал стремится достичь состояния, при котором исполнитель и инструмент могут слиться в одно целое.

Конфуций встретился с древним императором, когда его учитель играл на гуцине, Бо-я, будучи современником Конфуция, нашел себе близкого друга. Бо-я был знаменитым музыкантом того времени и очень страдал от того, что люди не понимали его музыку. Однажды, собиравший дрова дровосек, увидел в музыке Бо-я высоченные горы Тянь-Шань и бескрайнее море. С этого времени Бо-я и дровосек по имени Дзицы стали закадычными друзьями. Дзыцы очень рано ушел из жизни, что причинило Бо-я глубокие страдания. Он последний раз сыграл мелодии Гао Шай Лю Шуй, после чего разбил свой гуцинь и больше никогда не прикасался к инструменту.

Бо-я давно уже превратился в прах, но его музыка Гао Шай Лю Шуй до сих пор передается из поколения в поколение.

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

В 206 году до нашей эры после падения династии Цинь, гуцить постепенно вышел за пределы стен императорского дворца и вошел в жизнь простого народа.

За последующие 700-800 лет форма исполнения на гуцине получила большое развитие, он превратился в сольный инструмент и на нем стали играть перед простыми людьми. В это время композиторами были написаны такие известные произведения как Гуан линсань, Дахудзямин, Сяохудзямин и другие. Однако гуцинь оставался по прежнему популярным инструментом среди интеллигенции того времени. Игра на гуцине для образованных людей имела смысл скорее для их духовного самосовершенствования так как это было обусловлено окраской звука гуциня.

Форма гуциня миниатюрная, звук не громкий и распространяется недалеко. Именно поэтому игра на гуцине схожа на беседу двух человек, которая ведется в красивом и тихом месте. В древности люди играли на гуцине в основном в горах, у ручьев, в бамбуковых лесах или прямо у себя во дворе. С течением времени гуцинь превратился в спутника. Которому люди могли открыть свою душу. Игра на гуцине стала своеобразным разговором между человеком и инструментом. Человек от общения с гуцинем получает радость и удовлетворение.

Если есть исполнитель, то есть и слушатели. Если играть, значит разговаривать с инструментом, то слушать это значит общаться с другими людьми.

Звуки гуциня помимо радости и горя, гнева и боли, печали и одиночества могут передавать и чувства любви и выступать в роли Амура.

Знамениты литератор во времена династии Западная Хань Сыма Сяньжу, благодаря музыки влюбился в умную и красивую девушку из богатой семьи Чжо Вэндзьюнь. Звуки гуциня очень проницательны, в каждом из них слышны звуки любви. Умная и образованная Чжо Вэндзюнь услышала звучание гуциня и распознав все чувства и переживания, скрытые в мелодии, была до глубины души тронута этими чувствами. И в конце концов преодолела все препятствия на ее пути и вышла замуж на любимого. Эта история о гуцине стала прекрасной легендой, которая до сих пор передается из поколения в поколение. В последствии на основании истории любви двух молодых людей было написано музыкальное произведение «Девушка ухаживает за парнем».

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

Изначально учителя придерживались устного метода обучения своих учеников. Стоило только прекратить такое обучение, все сразу превращалось в некую тарабарщину, поэтому многие произведения передавались с изменениями, а некоторые и вовсе были утеряны.

С IX по Х века нашей эры появилась нотная запись гуциня, позволив музыкальной истории Китая войти в новый период. И оказала огромное влияние на распространения музыки, исполняемой на гуцине. Поскольку для записи музыки использовались иероглифы это было слишком многословно и не удобно для распространения. Позже Цаочжоу применил метод сокращения черт в используемых иероглифах. Он создал новые знаки для исполнения, которые считаются первоначальной формой упрощенной записью мелодий, исполняемых на гуцине.

В настоящее время используется пяти линейный нотный стан. Поэтому практически никто за исключением преподавателей с глубокими знаниями, не может разобрать ту упрощенную запись. Дошедшие до наших времен нотные записи главным образом отпечатаны в период династии Мин и Цин. В то время по сильным влиянием западной культуры мастерство печати достигло небывалого развития и распространения. Это создало материальные условия для печати нотных записей мелодий, исполняемых на гуцине.

В настоящее время сохранилось более 140 видов нотных записей, содержащих более трех тысяч музыкальных произведений. Такие произведения как Гао Шай Лю Шуй, Люй Хуа и другие стали классические, в них люди воспели природу и человека. Появление печатных нотных записей способствовало широкому распространению музыкальных произведений, исполняемых на гуцине.

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь

Рассвет гуциня пришелся на конец династии Мин и начало Цин. В это время стали появляться различные направления игры на гуцине. В связи с различием культур на разных территориях и разным преподаванием, в самом начале появились направления Юйшань и Гуань-ли. Вскоре после этого как грибы после дождя появились множество направлений игры на гуцине. Среди них основателем направления Дже был дедушка Сюй Цзюньюэ - Сюй Юаньбай.

Однажды в 30-х годах 20-го века Сюй Юаньбай поднялся на гору Юаньшань он увидел перед собой волны, которые поднимал ветер в соснах, вздымающиеся в небеса камни, тогда он взял гузинь и стал играть необычную, красивую мелодию. Музыка стихла, но смысл остался, тогда он на камне оставил надпись: Сюй Юаньбай с востока провинции Джедян играл здесь на гуцине.

Направление Дже придерживается тонкости и гибкости в музыке, выражает простоту и изящность, является особым мелодичным стилем. Гао Шай Люй Шуй одна из мелодий, которой Сюй Юаньбай владел в совершенстве.

Сюй Цзюньюэ и другие последователи Сюй Юаньбая из общества Сиху периодически собираются вместе, чтобы продемонстрировать свое искусство игры на гуцине и обменяться опытом. Наслаждаясь опьяняющей музыкой мастеров гуциня, мало кто задумывается, что это музыка, звучащая под пальцами высоко классных исполнителей, наперекор всем превратностям судьбы на этой старинной китайской земле существует несколько тысяч лет.

Китайский музыкальный инструмент Гуцинь