Китайская живопись гохуа: воспоминания о будущем.

Можно ли утверждать, что на определённом этапе развитие китайской живописи подошло к рубежу, после которого Искусство умерло?

Спорно. Но фундаментальные изменения в восприятии и влиянии китайской живописи – очевидны. Давайте посмотрим на картину  Му Ци (приблизительно 1220-1280), написанную около 1270 г. – «Гуси, спускающиеся на отмель».

Му Ци. Гуси, спускающиеся на отмель
Му Ци «Гуси, спускающиеся на отмель»

На картине, пространство - рельефная характеристика естественного мира - является основой по отношению к трёхмерным формам, играющим очевидно второстепенную роль. Это представляет собой практически полный отказ от ранних подходов древней китайской живописи, согласно которым изображаемые объекты были первостепенными, а пространство, косвенно подразумеваемое – предположительным и скрытым (см. статью «Рождение теории эстетики китайской живописи»). Вот ещё пример: «Горная деревня в рассеянном тумане», Ю Цзянь (конец 13-го столетия) – на картине и пространство,и сплошные объекты имеют второстепенное значение, и  мы наблюдаем пейзаж на грани чистой абстракции.

Ю Цзянь. Горная деревня в рассеянном тумане
Ю Цзянь «Горная деревня в рассеянном тумане»

Так же можно сказать, что следование старым канонам  в китайской живописи окончилось, как только великий китайский художник Чжао Мэнфу (1254-1322) заявил, что китайская живопись без исторического измерения была не Искусством: «В живописи ценится дух древности. Если дух древности отсутствует, тогда, если даже присутствует мастерство, она бесцельна. Сейчас те, кто просто знает, как рисовать и умеет наносить яркие, и чистые цвета считают себя опытными художниками. Они абсолютно не учитывают тот факт, что недостаток духа древности приведёт ко множеству ошибок и результат не будет стоить и взгляда. Мои собственные картины могут показаться выполненными совсем просто и небрежно, но истинный ценитель поймёт, что они следуют духу древности и поэтому заслуживают похвалы. Я говорю это для знатоков, а не для невежд». Действительно-многие, делающие первые шаги в познании китайской живописи сочтут картины Чжао Мэнфу «выполненными совсем просто и небрежно», но правда и то, что эти картины являются подлинными шедеврами вне времени. Разделённый только несколькими десятилетиями от «импрессионизма»  Му Ци и «абстракционизма»  Ю Цзянь, Чжао Мэнфу предлагает вместо созерцательного обзора реального места, рассматривать его сквозь преобразующую призму стиля и истории живописи.

Чжао Мэнфу. Осенние краски гор Цяо и Хуа
Чжао Мэнфу «Осенние краски гор Цяо и Хуа»

Этот переход к новой концептуальной и эстетической основе для китайской живописи был осмыслен  выдающимся китайским художником эпохи Юань  Ни Цзань (1301-1374): «То, что я называю живописью, не преувеличивает радость небрежных набросков кистью. Я не стремлюсь к внешнему подобию, но я делаю это просто в своё удовольствие. Недавно я бродил и зашёл в один городок. Люди интересовались моими картинами, но хотели, чтобы они были написаны точно  в соответствии с их собственными желаниями и по определённым событиям. Когда же я не мог их удовлетворить, они уходили, при этом ворчали и оскорбляли меня. Жаль! Но разве евнуха можно обвинять в том, что у него нет бороды»?

Ни Цзянь
Ни Цзянь«Шесть совершенных»

Художники начали утверждаться в роли современных критиков, давая объяснения своим картинам, что позволяло зрителю понять её суть и ценность, а не только служить инструментом прямого отображения реальности.  Отойдя от прямого взаимодействия с внешней реальностью, Ни Цзань и последующие китайские художники положили начало другому осмыслению китайской живописи, которое открыло дорогу для новых идей и привело к  концу  династического периода.

Начиная с Опиумной войны, продолжая Боксёрским восстанием и завершая Революцией 1911-го года, которая положила конец  династии Цин, многие китайские культурные традиции и понятия подверглись сомнению, оказались не востребованными исходя из новых реалий и в конце концов были отвергнуты.

Чжан Дацянь. Бодисатхва
Чжан Дацянь(1899-1983) «Бодисатхва»

И если во времена эстетического перелома конца 13-го века китайские художники стремились к новым возможностям, не отбрасывая полностью и традиции старины, то многие художники конца династии Цин и начала Республиканской эры столкнулись с беспрецедентными политическими и социальными переворотами. И у них не было выбора, кроме как полностью отойти от художественных традиций прошлого. Отвергнув практики и отношения прошлого, некоторые китайские художники начала 20-го века обратились не к истории и традициям старины, а начали активно обращаться к практикам Японии и Европы. Задачи нового мира были сложны, и казалось, требовали изменения в нескольких областях: сюжеты, которые бы отвечали требованиям современности, технические приёмы, которые бы не были связанными с ограничениями, предъявляемыми традицией, теоретические формулировки новой реальности и т.д. Этот многолетний период постмодернизма в китайской живописи - и особенно период жёсткого государственного контроля (1946-1976) - в конце концов, привёл к расколу и полному разрыву в китайской живописи, существовавшей на протяжении более двух тысячелетий.

Что же  дальше? Современные китайские художники продолжают творить Искусство, но без необходимости либо следовать, либо отвергать историю и традиции китайской живописи. Некоторые из современных мастеров возродили стили пейзажей династии Сун, другие придерживаются традиций эпох Юань и Мин, некоторые вдохновляются европейскими традициями от импрессионизма и постмодернизма вплоть до абстрактной живописи. Свободные в выборе стиля живописи, сюжетов на свой вкус, технических приёмов и материалов  современные китайские художники не ограниченны критикой или даже эстетическим взглядом и в этом смысле, возможности будущего по- настоящему безграничны.

У Гуаньчжун(1919-2010). Небоскрёбы
У Гуаньчжун(1919-2010) «Небоскрёбы»

 

 


facebool