Эксперименты с китайской тушью
Для Китая живопись тушью является основой основ, символом китайских традиционных ценностей и национальной самоидентификации.
Поэтому и родившееся в ранних 1990-х годах движение Экспериментальной китайской живописи тушью, которое стоит рассматривать, как продолжение начавшейся в 1970-х годах эпохи современной китайской живописи (в смысле modern, а не contemporary), безусловно, следует этой традиции, но в то же время и сотрясает ядро традиционных ценностей китайской живописи тушью. Изменения в политической и экономической системе Китая в конце 20-го века не могли не привести и к изменениям в культурной среде.
Становясь всё более свободными и критическимыслящими, новое поколение китайских художников создавали новый язык китайской живописи. Экспериментируя со стилями живописи, причем живописи Западной традиции, они делали сближение двух цивилизаций – Западной и Восточной – реальностью ,что было невозможно представить ещё несколько десятилетий назад. Свобода самовыражения, новое мышление, открытие своего разума для новых тенденций, смелость сделать шаг за рамки традиционных устоев – всё это и явилось мощным катализатором нового движения Экспериментальной китайской живописи тушью.
«Red Gate Gallery» в Пекине – первая частная галерея в Китае
Первая выставка нового движения проходила в пекинской галерее RED GATE GALLERY и, как всё новое, проходила драматически. В день открытия выставки поступило сообщение о заложенной бомбе (крайне необычное явление в Китае) и открытие пришлось перенести. После триумфального начала выставки художников движения Экспериментальной китайской живописи тушью через две недели она была закрыта властями. Но процесс был уже необратим, и всё большее количество молодых китайских художников начинали творить новое искусство, тем не менее, продолжая оставаться неотъемлемой частью традиционной китайской живописи гохуа.
Давайте кратко познакомимся с некоторыми наиболее яркими представителями движения экспериментальной китайской живописью тушью:
Цзя (Jia) Youfu – родился в 1942 г. В провинции Suning Хэбэй, участник многочисленных выставок по всему миру, преподаватель в Академии изящных искусств, удостоен звания Master Artist министерства культуры Китая. Один из наиболее инновационных художников современного Китая.
Бай Хай (Bai Hai) – родился в 1940 г. Бай выпускник педагогического университета в Шэньян, в настоящее время является членом Ассоциации Художников Шэньян и Ассоциации китайских каллиграфов. Когда в 1996 году в Париже проходила его персональная выставка, он был награжден почетной грамотой от правительства Франции. Бай Хай был участником более 40 крупномасштабных выставок и ярмарок.
Приняв совет Ши Тао (Shi Tao) о том, что каждый художник должен создавать и использовать свой уникальный метод живописи, основал свой собственный стиль «Ледяные и снежные пейзажи». Можно сказать, что Бай Хай является основателем заснеженной китайской живописи.
Ван Чуан (Wang Chuan) – родился в 1953 в Чэнду провинция Сычуань. Окончил китайское отделение живописи института Изобразительных Искусств в городе Сычуань, получил степень бакалавра. Сейчас живет и работает в Пекине. Является одним из самых известных современных художников Китая.
Начал заниматься живописью во времена Культурной революции. Участник многочисленных выставок. Практикует буддизм.
Чжан (Zhang) Guanghai – родился в 1947г. Чжан Guanghai преподает китайскую живопись в университете в провинции Сычуань.
В отличие от китайских художников пишущих в традиционной манере, Чжан Guanghai предпочитает современные техники, использует в своих работах тушь и акварель. Произведение Чжан Guanghai, имеют неповторимую игру цвета, передающую настроение картины. Его работы были хорошо оценены и тепло приняты в Чэнду, Пекине и Тайване.
По словам критиков – он современный художник с традиционным сердцем.
Гао Синцзянь (Gao Xingjian 高行健) – родился в 1940г. в городке Ханьчжоу не далеко от Шанхая.
В 1962-м закончил в Пекине французское отделение Института иностранных языков. Во время Культурной революции сжег все свои рукописи.
В 1989 г. стал политическим беженцем и иммигрировал во Францию. В 1998 году Гао Синцзянь получает французское гражданство. Получил три литературные премии во Франции и Бельгии.
Гао Синцзянь не только одаренный прозаик, драматург и критик, но он еще и прекрасный каллиграф, и замечательный художник, рисующий в стиле «го-хуа». Его работы выставлялись на выставках в Париже, Нью-Йорка, Сингапура, Германии.
В 2000 году Гао Синцзянь первый из китайских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.
Ли (Li) Tingting – родилась в Пинъяо, Шаньси в 1982г, сейчас живет и работает в Пекине. Не смотря на молодость Ли Tingting использует одну из старейших форм китайской живописи для отображения жизни 21 века. Живопись на рисовой бумаге, с чернилами на водной основе является сложной задачей, для которой установлены древние устоявшиеся правила. Но ведь еще Ши Тао говорил: «Кисть и тушь должны следовать временам». Ли взяла на вооружение совет старого мастера. Вместо традиционных китайских сюжетов, таких как камень, бамбук, водопад и др. она рассматривает очень необычные объекты и сюжеты для творчества в основном на женские темы: предметы интерьера, обувь, туфли, платья, сумочки, мишки и т.п. Объекты, связанные с современной жизнью и массовым производством. Так же есть серии работ, в которых фигурируют бутылки, фрукты и даже семечки.
Каскадные формы разлива вниз по поверхности бумаги имеют обманчиво спонтанный характер. В действительности процесс работы с традиционными красками и приёмы работы с мокрой и сухой кисти, очень кропотливый.
Ли настроена и дальше экспериментировать, чтобы увидеть насколько далеко можно продвинутся в применении традиционных чернил при использовании новых гибридных форм живописи.
Есть много интересных вещей в живописи тушью, с которыми я должна экспериментировать. Это больше чем увлечение
Чжан (Zhang) Guiming – родился в 1939 г. в городе Шаосин провинции Чжэцзян, Китай.
Окончил китайское отделение живописи из Чжэцзян академии художеств в 1964 году. Впоследствии присоединился к шанхайской китайскому институту живописи, где и сейчас служит в должности заместителя директора. Участник многочисленных выставок. Много экспериментирует со стилями и материалами. Предпочитает яркие и насыщенные краски.
Xu Lei – родился в 1963 г. в Nantong, Jiangsu Province.Художник объединил технику традиционной китайской живописи тушью с духом западного сюрреализма, в результате на его картинах мы видим яркую и насыщенную палитру, образы западной традиции, но с классическим китайским духом. Xu Lei известен, как блестящий мастер китайской живописи в стиле гунби.
Его работы выставлялись во многих мировых галереях, таких как – Музей Гугенхайма в Нью-Йорке, Национальный музей искусств Китая и др.
Wang Tiande – родился в 1960 г. в Шанхае. Один из самых знаменитых современных китайских художников. Он является пионером экспериментальной китайской живописи тушью.
Сейчас Wang Tiande – самый молодой за всё время существования профессор в Fudan Art Education Center в Шанхае. Его уникальная техника рисования традиционных пейзажей приводила в восторг не только зрителей, но и многочисленных критиков.
В своих последних экспериментах он начал применять в создании картин технику прожигания, используя сигареты, свечи и т.д. – в результате получается нечто, вроде негатива.
Его работы хранятся во многих музеях мира.
Chen Chun Zhong – родился в 1964 г. в Guilin, Guanghi Province. Ещё с раннего возраста стал известен, как мастер пейзажей и сейчас он развивает свою уникальную технику, создавая яркие и запоминающиеся пейзажи.
Его работы часто используют в журналах и на телевидении. Участник многочисленных выставок, неоднократно награждался призами и премиями.