ИЕРОГЛИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ОСОБЕННВОСТИ ПИСЬМА

Происхождение слова «иероглиф»

Термин «иероглиф», которым обозначается египетское письмо, а также другие системы письма, состоящие из знаков, изображающих различные предметы, людей, животных и т. д., взят у Климента Александрийского (II—III вв.). Он называл надписи, высеченные на камне ἱερογλυφικὰ γράμματα (иероглифика граммата). Слово ἱερογλυφικά состоит из двух частей: ἱερός (иерос) — «священный» и γλύφω (глифо) — «вырезаю», «высекаю». Таким образом, ἱερογλυφικὰ γράμματα переводится как «священновырезанные письмена».

История возникновения

Система письменности в Древнем Египте сложилась на стыке

IV-III тыс. до н.э. и представлена в виде изображений и текстов на стенах гробниц и пирамид.

Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. Однако отсюда вовсе не следует, что иероглифическое письмо употреблялось исключительно для религиозных целей; до нас дошло огромное количество иероглифических текстов иного содержания.

Система письменности в Древнем Египте сложилась к началу I династии, то есть примерно в 4 тысячелетии до н. э. На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке Нармера (приблизительно 3200 до н. э.). Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в Абидосе (современный Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек покрытых протоиероглифами (датируются 33-м веком до н.э). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы Сет-Перибсена в Умм эль-Кааб.

Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, например:

𓇳 — солнце

𓃒 — бык

Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, — например:

𓀠 - быть счатливым

𓀦 - бродяга, блуждать

Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.

Позже появляются звуковые знаки, в которых изображенный рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной.

𓀁 - говорить

Во время Древнего царства, Среднего царства и Нового царства было приблизительно 800 иероглифов. В период греко-римского правления в Египте их число превышало 5000.

Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое. Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако, до IV в. осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ей, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления. В 391 византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя иероглифическая надпись датирована 394 г н. э.

Ключ к разгадке истории письменности Древнего Египта

Античные авторы, писавшие о древнеегипетской письменности (Геродот, Страбон, Диодор, а в особенности Гораполлон), преувеличивали её символический характер. По их словам, египетские иероглифы обозначали целые слова и даже религиозно-философские понятия. Правда, у некоторых античных писателей можно найти и весьма ценные наблюдения. Так, Плутарх, считая в целом египетское письмо символическим, сообщает, что египтяне имели алфавит из 25 знаков. Геродот, путешествовавший по Египту в середине V в. до н. э., отмечает, что у египтян было два вида письма — «священное» и «народное». Климент Александрийский насчитывал три вида письма:

1. иероглифику, то есть священное письмо, высеченное на камне;

2. иератическое — священное письмо жреческих свитков;

3. эпистолографику — письмо для повседневного употребления.

Первая известная попытка дешифровки египетских надписей принадлежит арабским историкам в XI—X вв. Частичного успеха добился Ибн Вахшия благодаря знанию коптского языка.

Европейские ученые в XVI—XVII, опираясь на неточные и неясные высказывания античных авторов, повторяли их ошибки и поэтому не смогли правильно подойти к делу дешифровки египетских надписей. В XVIII в. некоторые ученые, например де Гинь, Соэга и другие, правильно установили, что египетские иероглифы отчасти обозначали звуки и что в картушах(овальных рамках) содержались собственные, очевидно, царские имена. Далее Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и разобрал несколько имён.

Однако честь окончательной дешифровки иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шампольону. Критически использовав достижения своих предшественников, Шампольон тщательно изучил многочисленные надписи, добытые во время наполеоновской экспедиции и изданные в «Описании Египта»; особенное внимание он обратил на Розеттскую двуязычную надпись, начертанную на греческом языке греческими буквами и на египетском-иероглифами и демотическими (наиболее скорописными) знаками. В 1822 г. Шампольон добился правильного прочтения ряда слов и имён в этой надписи, верно предположив, что египетские иероглифы обозначали не только целые слова, но также отдельные слоги и звуки. Шампольон сопоставил греческие имена Птолемей и другие, встречающиеся в греко-египетской Розеттской надписи, с соответствующими начертаниями этих имён в иероглифических надписях. Таким образом, Шампольону удалось установить, что некоторые египетские иероглифы имеют чисто звуковое значение, и, больше того, определить почти все знаки египетского алфавита. Однако Шампольон не остановился на этой первой стадии дешифровки. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка. Его научные труды дали сильный толчок развитию египтологии, главным образом в области изучения языка и письменности древних египтян.

Тексты египетского письма стойко хранили тайны. Ключом к разгадке древней письменности Египта стал Розеттский камень, найденный в 1799 году при Розетте недалеко от Александрии. На фрагменте увесистой плиты в 760 кг, высотой 1,2 м, шириной около 1 м и толщиной 30 см разместились три идентичных текста на разных языках письменности Древнего Египта. В верхней части на 14 строках расположились древнеегипетские иероглифы, в середине камня 34 строки занимало демотическое письмо, а в нижней части вытесаны 14 строк текста на древнегреческом языке. Находка стала отправной точкой для исследований истории древней письменности Египта. С 1822 года лингвисты смогли расшифровать надписи на стенах гробниц.

Большой вклад в египтологию сделали де Руже, Шаба, Масперо, Лепсиус, Бругш, Эрман, Зете, Гардинер и русский ученый В. С. Голенищев. Наиболее успешно над дешифровкой демотических надписей, сделанных упрощенной скорописью, работали Бругш, Ревию, Шпигельберг, Гриффиз и чехословацкий ученый Ф.Лекса.

Классификация иероглифов

Иероглифы принято классифицировать по внешним признакам. Наиболее совершенной является классификация А. Гардинера, приведённая в его грамматике. Иероглифы делятся на группы, обозначаемые латинскими буквами; внутри групп иероглифам присвоены номера.

ГруппаКоличество

иероглифов в группе

Название группы
A 55 мужчина и его занятия
B 77 женщина и её занятия
C 11 антропоморфные божества
D 63 части тела человека
E 32 млекопитающие
F 52 части тела млекопитающих
G 54 птицы
H 8 части тела птиц
I 15 амфибии и пресмыкающиеся
K 6 рыбы и части тела рыб
L 7 беспозвоночные
M 44 деревья и растения
N 42 небо, земля, вода
ГруппаКоличество

иероглифов в группе

Название группы
O 51 здания и их части
P 11 суда и части судов
Q 7 домашняя и походная утварь
R 25 храмовая утварь и священные эмблемы
S 45 короны, одежда, посохи и т.п.
T 35 оружие военное, охотничье и т.п.
U 41 орудия земледелия и разных ремёсел
V 38 корзины, мешки, изделия из верёвок и т.п.
W 25 сосуды каменные и глиняные
X 8 хлеб разных видов
Y 8 принадлежности письма и игры, музыкальные инструменты
Z 11 разные линии и геометрические фигуры
Aa 31 не поддающиеся классификации

Направление письма

Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.

Знаки, представляющие изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки. 

Знаки, представляющие изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки. Например, надпись:

M17 G43 A3 M17 D58 E31

следует читать слева направо (если повёрнуты направо, то читать надо справа налево), так как птица, человек и козлёнок смотрят в левую сторону. В строке верхний знак имеет первенство перед нижним. Например, порядок чтения знаков в слове:

S29 R4
X1 Q3
A2 N35
I9

следующий:

S29 R4 X1 Q3 A2 N35 I9

В иероглифическом письме не было разделителей слов или предложений (то есть знаков препинания и т. п.). Каллиграфические знаки стремились располагать симметрично и без пробелов, создавая квадраты или прямоугольники.

Система письма

Среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).

Фонограммы — знаки, использующиеся для обозначения звуков. Бывают трёх видов:

  • односогласные (одноконсонантные) знаки;
  • двусогласные (двухконсонантные) знаки;
  • трёхсогласные (трёхконсонантные) знаки.

Идеограммы обозначают целое слово или понятие. Делятся на два вида:

  • логограммы;
  • детерминативы.

Звуковые знаки

Односогласные или алфавитные знаки

Односогласные (алфавитные) знаки служат для обозначения одного согласного звука. Точные названия алфавитных знаков неизвестны, порядок следования выработан египтологами. Для транслитерации используется латинские буквы; в тех случаях, когда в латинском алфавите отсутствуют буквы для имеющихся в египетском звуков, или для обозначения одного египетского звука требуется несколько букв, применяются диакритические знаки.

ЗнакИзображаемый предметТранслитерацияПриблизительное звуковое значение
G1
египетский коршун ȝ Гортанная смычка, как в немецких словах,

начинающихся с гласного, напр., der Adler.

M17
метёлка камыша  (в начале слова), j (в середине или конце) «й»
M17
M17
две метёлки камыша j, y «й»
Z4
две чёрточки j, y «и»
D36
рука ˁ «а»
G43
птенец перепёлки w близко к английскому w
D58
нога b «б»
Q3
плетёное сиденье (циновка) p «п»
I9
рогатая змея (или улитка) f «ф»
G17
сова m «м»
N35
изображение поверхности воды n н
D21
рот r «р»
O4
двор h х глоттальный ([h], как английская h)
V28
жгут льна х фарингальный ([ħ], как арабская ح или абхазская ҳ)
Aa1
улей х велярный ([x], обычная русская х)
F32
брюхо животного с сосцами и хвостом х палатальный ([ç], как в немецком ich)
O34
засов s «с»
S29
кусок сложенной ткани ś «с»
N37
садовый пруд š «ш»
N29
склон холма к увулярный ([q], как арабская ق)
V31
корзина с ручкой k «к»
W11
подставка для сосудов g «г»
X1
хлеб t «т»
V13
путы для скота изначально «ч»
D46
кисть руки d «д»
I10
змея изначально «дж», а также глухой эмфатический «ц»

Двусогласные знаки 

Двусогласные знаки — иероглифы, передающие два согласных знака. Достаточно распространены среди иероглифов (более 80 двусогласных знаков). Некоторые двусогласные иероглифы полифоничны, то есть передают несколько звуковых сочетаний, например, знак

F18

 — ḥw и bḥ.

Для удобства двусогласные знаки принято разделять на 17 групп по второй согласной. Ниже приведены примеры двусогласных знаков.

со вторым согласным ȝ
ЗнакТранслитерация
U1
U30
V4
   
со вторым согласным r
ЗнакТранслитерация
D4
ir
O1
pr
U6
mr
   
со вторым согласным w
ЗнакТранслитерация
E23
rw
M23
św
N35B
mw

 

со вторым согласным n
ЗнакТранслитерация
E34
wn
Y5
mn
M2
ḥn
со вторым согласным m
ЗнакТранслитерация
T34
nm
I6
km
U15
tm

Трёхсогласные знаки

Трёхсогласные знаки — иероглифические знаки, передающие сочетание трёх согласных. Так же, как и двусогласные знаки, широко представлены в египетской письменности (до 60 знаков).

Особенно распространены следующие трёхсогласные знаки:

ЗнакТранслитерация
P6
ˁḥˁ
F21
śḏm
F35
nfr
S34
ˁnḫ
R4
ḥtp
   
ЗнакТранслитерация
D45
ḏśr
F25
wḥm
F42
śpr
F36
smȝ
F12
wśr
   
ЗнакТранслитерация
I1
ˁšȝ
L1
ḫpr
O42
šsp
P8
ḫrw
T18
šmś

Иероглифы по всему миру

В то время как египетские иероглифы известны, многие другие древние культуры использовали живопись. Некоторые вырезали свои иероглифы в камне, другие-в глине, или на шкурах, или на бумажных материалах.

  • Майя Мезоамерикитакже писали с помощью иероглифов,которые они надписывали на коре.
  • Ацтеки использовали пиктографическую систему, полученную из Сапотека. В отличие от египетских иероглифов, ацтекские глифы не изображали звуков. Вместо этого они представляли слоги, понятия и слова. Ацтеки создали кодексы (словари); некоторые были уничтожены, но другие, написанные на оленьей шкуре и растительной бумаге, выжили.
  • Впервые обнаруженные археологами в Хаме (Сирия) Анатолийские иероглифы представляют собой письмена, содержащие около 500 знаков. Они были использованы для написания на языке, называемом Luwian.
  • Иероглифы древнего Крита содержат более 800 знаков. Большинство из них были написаны на глине и камнях печати (камни, используемые для печати частной письменности).
  • Жители Северной Америки Оджибве писали иероглифы на скалах и шкурах животных. Поскольку есть много племен Оджибве с разными языками, трудно интерпретировать иероглифы.

Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь 🙏😀