Чем отличается китайская живопись от европейской

Китайская живопись гохуа, зародившаяся еще в древности, совершенно не сравнима с живописью европейских стран ни по своей технике, ни по материалам, ни по средствам выражения.

Китайская живопись

Для создания китайских картин используются тушь и краски на минеральной и растительной основе, напоминающие акварель. В качестве полотна берется шелк, реже - хлопчатобумажная или пеньковая ткань. Также может использоваться бумага, изготовленная из мягкого и тонкого волокна, в виде свитков. Горизонтальные свитки кладут на стол, вертикальные – вешают на стену.

Китайская живописьКитайская живопись Китайская живописьКитайская живопись

Кисти для гохуа могут быть как тонкими, так и толстыми. То же можно сказать и о штрихе – он либо тонок и невесом, либо увесист и внушителен.

Китайской живописи свойственна линейность, чем не отличается европейская живопись маслом, где основными средствами выражения являются объемные формы, подчеркнутые тенью и светом.

В Китае живопись давно ставится рядом с каллиграфией, их даже называют родными сестрами. Помимо линейности, их связывает и то, что материалы используются одинаковые как художниками, так и каллиграфами. Эти два вида искусства идут рука об руку и помогают друг другу развиваться. Именно поэтому основа китайского изобразительного искусства – линия, благодаря которой создано не одно полотно, полное истинного художественного величия.

Материалы, которые используют каллиграфы и художники в своей работе, - это кисть, китайская тушь и мягкое пористое полотно из бамбука или конопли. В изготовлении туши, предназначенной для рисования и письма, китайцам нет равных. Специальные черные брусочки растираются с водой до определенной консистенции, чтобы получить тушь, из которой создаются краски различных оттенков. Золотое правило живописи: тушь и цвет не должны мешать друг другу.

В китайской живописи преобладает лаконичность. Контуры – четкие и выразительные. При этом рисунок выполнен на плоскости, нет игры света и теней. Например, на узком длинном холсте художник может из шелка или бумаги изобразить реку с верхнего и бокового ракурса так, что отчетливо передаст всю ее бесконечность и приоткроет ландшафты, скрытые от глаз линией горизонта. Благодаря многоплановой перспективе, китайский живописец имеет возможность не ограничивать себя горизонтальными рамками и дать волю своей фантазии.

Таким образом, реальность изображений тесно связаны в китайской живописи с принятыми канонами, и декоративные детали только подчеркивают ее простоту и благородство.

Философские идеи часто находят воплощение в произведениях китайского искусства. В разные эпохи живопись отражала идеи конфуцианства, даосизма и буддизма. Сэ Хэ, основоположник теории живописи, живший в конце 5 века н. э., выделил шесть принципов, на которые должны опираться художники. Самый первый – живопись должна передавать одухотворенность, присущую всему живому, раскрывать сущность, а не внешнюю оболочку вещей. Только так изображение становится ожившим, обретает не только реалистичные формы, но и трепещущую душу, заставляет чувствовать и восхищаться яркостью красок и глубиной передачи.

Живопись маслом


facebool